Научная истина в контексте коммуникативной онтологии



Скачать 67.97 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата12.05.2018
Размер67.97 Kb.
  1   2   3


40
УДК 165.0
Н.Г. Федорова

НАУЧНАЯ ИСТИНА В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ОНТОЛОГИИ

Исследуются характеристики научной истины в современной науке в контексте коммуникативной онтологии. Истина – одна из главных категорий теории познания и эпистемологии, меняющая свои определения в разных контекстах. Научная истина, перенимая особенности современной науки, становится процессуальной, те. непрерывно изменчивой конвенциональной общезначимой (интерсубъективной); междисциплинарной. Эти особенности демонстрируются на примере проявления научной истины в географической науке, для которой характерны все коммуникативные признаки научного развития.
Ключевые слова: коммуникативная онтология наука научная истина коллективный субъект объективность интерсубъек- тивность. Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность подходов к определению понятия истины в условиях современного развития науки. Современная методология обращает внимание на осмысление истины в условиях нарастающей коммуникативности науки в связи с изменением объекта и субъекта научного познания. Тема научной истины в контексте коммуникативной онтологии является актуальной. Интерес к проблеме научной истины обусловлен рядом взаимодополнитель- ных обстоятельств, связанных с изменениями в современной науке. В рамках постнеклассической науки происходит деонтологизация знания – отказ от единого стиля научного мышления, единых норм и идеалов научного знания, общенаучной картины мира и т.п. Помимо деонтологизации науки усиливается роль субъекта в процессе познания, расширяются границы возможных коммуникаций науки, устраняется власть единой научной истины и признается научный релятивизм. Наша задача – показать, что ситуация, связанная с коммуникативностью, требует нового осмысления понятия истины, а также рассмотреть концепцию истины, которая может быть адекватна современной науке. Изменения, произошедшие в современной постне- классической науке, привели к необходимости констатировать новую научную онтологию, а именно коммуникативную онтологию науки. Проанализировав взгляды исследователей (В.А. Лекторский, В.С. Степин,
Г.И. Петрова, М.П. Завьялова, О.Е. Столярова и др, мы пришли к выводу, что коммуникативная онтология науки – это онтология, интегрирующая на своей основе множество онтологий, соответствующих разным типам когнитивных практик. Данная онтология занимает особое место – отражает современную картину мира, которая соответствует коммуникативному периоду научного познания. С одной стороны, коммуникативная онтология говорит о возникновении общих междисциплинарных отношений и связей для различных наук. С другой стороны, она свидетельствует о постоянстве научного движения, а также о непрерывности научных коммуникаций, в которых теряются классически понятые предметность и объективность науки. Коммуникативная онтология науки ориентирует философов науки на то, чтобы раскрыть реальную коммуникацию в науке, поскольку наука по своей природе коммуника- тивна изначально. В основе классической науки лежал принцип строгого разделения субъекта и объекта, познаваемого и познающего. Реальность представлялась здесь в виде двухуровневой конструкции, на поверхности которой вещи и предметы, а в глубине – законы, определяющие их поведение. Объект отождествлялся с каким- либо свойством, а реальность науки представляла собой сеть таких свойств, отделенных от объектов. Субъект классической науки рассматривался как участник коммуникации он задавал реальности свои вопросы и получал на них ответы. Но коммуникация являлась по сути односторонней. Задача субъекта сводилась к тому, чтобы задавать правильные вопросы, а ответы были определены природой объекта. Коммуникативная онтология меняет роль и место субъекта в познании, а вместе сними представление об объекте. В рамках коммуникативной онтологии привычные представления о науке ставятся под вопрос. Приходит понимание того, что в современной науке и субъект, и объект являются продуктом коммуникации, они существуют постольку, поскольку включены веди- ное коммуникативное пространство. Субъект теперь не только выявляет связи между объектами и закономерности их существования, оставаясь безучастным к ним, он формирует связи, обеспечивающие существование объекта. В современной науке реальность держится субъектом, а объект есть тов какие отношения он включен.
О.Е. Столярова замечает Различия между субъектами и объектами не абсолютны и не заданы a Свойства и онтологический статус любого объекта уникальны, то есть являются результатом приобретенной им сетевой позиции – места в ряду связей и отношений коммуникативной системы [1. СВ современной науке размывается грань между субъектом и объектом, классическое представление субъекта и объекта устаревает. Эту мысль развивает в своих работах Л.А. Маркова: Идеализация субъекта и предмета познания, – считает она, – созданные в классической науке, перестает играть свою роль… Пре- дельное логическое развитие характеристик субъекта приводит к размыванию понятия субъекта, как оно сформировалось в классической науке, и, соответственно, к разрушению субъект-предметного отношения. С. 75]. Таким образом, предмет познания целиком зависит от субъекта, поэтому, познавая, как ему кажется, внешний мир, субъект фактически познает самого себя – свою культуру, свою эпоху. Это требует перестройки традиционной теории познания. Коммуникативная рациональность, которая сформировалась на основании коммуникативной онтологии, позволила снять жесткое противопоставление субъекта и объекта именно в онтологическом плане. Современное состояние науки дает основание говорить и о единстве естественного и гуманитарного про-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница