Народов дальнего востока



Скачать 144.53 Kb.
страница1/2
Дата12.04.2018
Размер144.53 Kb.
  1   2


blank

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Дальневосточного отделения Российской академии наук


690001 г. Владивосток, ул.Пушкинская Тел./факс: (423) 222-05-07 Факс.: (423) 226-82-11

e-mail: ihae@eastnet.febras.ru


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИИАЭ ДВО РАН


д.и.н., проф. В.Л. Ларин
________________________


1

2ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


по образовательной программе

высшего образования - программе

подготовки научно-педагогических

кадров в аспирантуре
по ФИЛОСОФИИ
Направление 46.06.01– Исторические науки и археология

для всех направленностей
  1. Форма подготовки: очная / заочная

Владивосток



2014

Необходимые сведения о характере и требованиях к экзамену пофилософии при поступлении в аспирантуру ИИАЭ ДВО РАН
Экзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии с акцентом на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с европейской философской классикой, представление об основных направлениях в философии XX века.
Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления.
Сдающие экзамен должны показать знание следующих разделов философии:
I. Предмет и функции философии
Философия как вид мировоззрения. Основные философские дисциплины. Философия и наука.

Проблема происхождения философии. Философия и мифология.


II. История философии
Возникновение философии в Древнем Китае и Древней Индии. Основные философские школы и проблемы древней философии Востока (ведийская традиция, конфуцианство, философские проблемы буддизма).

Философия древней Греции и древнего Рима. Эволюция от натурфилософии к философии человека. Сократ и сократические школы. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, проблема государства). Аристотель: физика и метафизика. Представления Аристотеля о «перводвигателе» и их воздействие на последующую христианскую философию. Онтология: учение о причинах бытия. Гносеология. Основы научного метода (органон). Учение о категориях. Этика. Социально-политические взгляды.

Общая характеристика эллинистической философии. Основные школы и направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Причины распада античной философии.

Христианство как основа средневековой философии. Становление христианской философии: апологетика, патристика, схоластика и их представители. Основные проблемы средневековой философии.

Философия Возрождения. Мировоззренческий антропоцентризм. Гуманизм и его внутренние противоречия. Натурфилософия Ренессанса как возобновление античной традиции и как исток новой науки. Политические и этические учения. Устройство республики и характеристики государя в политической философии Н. Макиавелли.

Основные проблемы философии Нового времени. Различные подходы к формированию науки и ее методам. Ф. Бэкон о целях и возможностях науки. Эмпиризм и рационализм. Р. Декарт и принципы рационалистической методологии. Рационализм как мировоззрение. Проблема свободы в философии Б. Спинозы.

Проблема эмпирического обоснования знания. Структура опыта в философии Дж. Локка. Идеализм Дж. Беркли. Проблема причинности в философии Д. Юма.

Социально-политические идеи европейских философов XVII-XVIII вв. Политическая философия Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо: теории общественного договора и понятие суверенитета. Идеи французских и немецких философов XVIII в. об историческом прогрессе, о значении и функциях просвещения и науки, о рациональных основаниях культуры (Д.Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Лессинг).

Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи «критической» философии И. Канта. Проблема «демаркации» между наукой и метафизикой. Априоризм и обоснование научного знания. «Чистый» и «практический» разум. Антиномии «чистого разума». Этика долга: учение о «категорическом императиве». «Этикотеология» - выведение религии из нравственной сущности человека. Понятие просвещения и идея права в философии И. Канта.

«Абсолютный идеализм» Гегеля. Принципы идеалистической диалектики. Философия права. Понятие гражданского общества и государства в философии Гегеля.

Критика «абсолютного идеализма» в европейской философии XIX в. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха. Критика рационализма в философии А. Шопенгауэра. «Экзистенциальная» философия С. Кьеркегора. «Переоценка всех ценностей» Ф. Ницше.

Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепция отчуждения. Критика частной собственности. Практика и ее роль. Понятие общественно-экономической формации, учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата.

В. Дильтей о специфике исторического познания. А. Бергсон: жизнь как процесс свободной «творческой эволюции».

Кризис идеи исторического прогресса. О. Шпенглер и его концепция замкнутых культурных циклов. Культура и цивилизация.

Позитивизм XIX-ХХ вв. Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Позитивизм как мировоззренческая установка "опытного" естествознания. Критика спекулятивной философии. Проблема границ «научной рациональности». Методологические идеи «логического позитивизма».

Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере человеческой деятельности. Ч. Пирс о функциях и задачах мышления. Проблема значения и ее решение в рамках прагматизма. «Инструментализм» Д. Дьюи.

Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг). Структура личности. Коллективное бессознательное, архетипы и факторы формирования личности. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.

Экзистенциализм Ж.- П. Сартра, К. Ясперса. Тема кризиса культуры в западноевропейской философии ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет).

Феноменологический трансцендентализм Э. Гуссерля. Проект реставрации рационализма.

«Поворот к языку»: язык как источник мировоззрения (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер). Структура связей между языком и опытом.

Аналитическая философия. Проблема формализации языка. Идеи Готлоба Фреге. Аналитический метод в работах Джорджа ЭдвардаМура и Бертрана Рассела.

Современные споры о роли науки в культуре (дилемма «сциентизм -антисциентизм»).

Поиск нравственной основы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. Диалог «западников» и «славянофилов» в истории русской мысли. Философия всеединства В. С. Соловьева. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Русский анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Философия свободы Н. А. Бердяева.
III. Онтология и гносеология
Проблема бытия. Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире.

Духовное бытие. Природа идеального как философская проблема.

Научные картины мира – рациональные модели, конструируемые для объяснения явлений. Типы таких моделей (универсальные, частные, динамические, статистические, детерминистские). Проблема развития. Принципы развития сквозь призму философского мировоззрения.

Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, качество, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Принципы построения научных картин мира. Системный характер научной картины мира. Понятия организации и самоорганизации, их мировоззренческий смысл. Научные картины мира в контексте культуры. История науки как развитие и смена этих картин. Место человека в научной картине мира.

Проблема истины. Зависимость ее решения от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как соответствие знания и реальности, истина как условие успешной деятельности, истина как характеристика логически последовательного рассуждения. Истина как регулятивный идеал познания.



Познание, его возможности и границы. Знание и мнение. Сомнение, его функция в познании. Соотношение абсолютного и относительного в знании.

Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность.

Проблема оснований и предпосылок знания. Проблема критериев истинного знания.

Виды и формы знаний. Научное знание, его генезис и основные характеристики. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного метода, историческая эволюция этого понятия.

Структура и динамика научных теорий. Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности.

Соотношение научного и технического знания. Культура информационной эпохи. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества.


IV. Социальная философия. Философская антропология
Проблема антропогенеза. Физический облик, труд, язык и миграция как факторы антропогенеза. Человек как социальное существо. Общество – исторически обусловленная форма совместной жизнедеятельности. Человек как индивид и человек как элемент общества.

Типы и системы общественных устройств. Важнейшие компоненты общественной жизни - экономическая, гражданская, политическая, духовная.

Многообразие социальных ролей и функций человека. Проблема отчуждения. Фактор сознания в общественной деятельности человека.

Проблема “прав человека”. Общественное развитие как изменение степеней свободы человека. Человек и власть: политические, экономические и психологические аспекты этого отношения. Типы властных отношений. Государство и личность. Понятие правового государства. Историческая обусловленность этого понятия.

Культура и цивилизация. Компоненты культуры. Типы культур и цивилизаций.

«Культурный кризис» и его причины. Человек в эпоху кризиса культуры. Возрождение культуры как результат трудовых, интеллектуальных и нравственных усилий людей.

Взаимодействие различных культур и цивилизаций в современном мире. “Экология культуры” - условие выживания человечества.

Понятие исторического времени. Закономерность и случайность в истории. Взаимосвязь между представлениями об историческом процессе и характером мировоззрения.

«Прогрессистские» и «циклические» концепции исторических изменений. Различие темпов исторических изменений в различных сферах общественной жизни: в производстве, искусстве, морали, науке. Противоречия и конфликты, вызываемые этим различием. Историческая память и историческое беспамятство.
Рекомендуемая литература

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. - М.: Идея-Пресс, 2001.

История философии: ЗАПАД - ВОСТОК - РОССИЯ. Кн. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М., 1999.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 тт., СПб., 1997.

Коплстон Ф. История философии. XX век / Пер. с англ. П.А. Сафронова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.



  1. Каталог: files -> aspirantura -> priem
    aspirantura -> Институциальный аспект социализации и адаптации сирот: на материалах томской области
    priem -> Народов дальнего востока
    aspirantura -> Социокультурный контекст профессионализации народного
    aspirantura -> Интеллектуальная миграция малого российского города
    aspirantura -> Концептуальные основания реализации социально-трудового потенциала пенсионеров по возрасту
    aspirantura -> Социальные изменения культурных практик отечественного туризма в условиях глобализации
    aspirantura -> Связи с общественностью (PR) в сфере российского туризма: современная социокультурная практика
    aspirantura -> Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница