Народное образование



Pdf просмотр
страница1/37
Дата30.05.2018
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


1
Лидия Григорьевна Шкоркина
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДАНИИ
1999


2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В течение последних 10 лет я часто ездил по России. Посещал много государственных и альтернативных школ в этой стране, и я удивился разнообразию русских школ: с одной стороны, духовная окаменелость и недоумение одного типа учителей и, с другой стороны, разнообразие педагогических представлений и идей у другого типа учителей.
150 лет назад Дания переживала такой же политический и экономический кризис, какой сегодня переживает Россия. Но несмотря на или, может быть, именно вследствие сложности жизненных условий того времени начался процесс модернизации Дании. Феномен “нового мышления” появлялся во всех областях общественной жизни, включая педагогику. Так как те идеи, на которых основано общественное мышление наших дней, рождались в роковом для Дании времени,они могли бы по-моему пробудить вдохновение в находящейся в таком же положении
России.
Когда я ходил в школу (в 50-х годах) беспрестанно повторяли как мантру, что в
Дании нет сырья. Наши ресурсы - это люди, и ноу-хау - наше богатство.
“Благосотояние Дании”, говорили даже о выживании, “зависит от уровня нашего образования. Поэтому вы должны учиться, учиться и учиться!”
Такое представление о важности образования не новое. Уже через год после того , как Дания обанкротилась в 1814 году, был пртнят закон об образовании, в соответствии с которым все дети имели право на 7-летнее обязательное образование.
В связи с отменой самодержавия и год спустя после принятия Конституции в 1849 году, Грундтвиг и наш известный философ С. Киркегорд подчеркивали, что свобода голосования может повлечь за собой господство черни, то есть тиранию масс, что ведет к небрежению прав личности в том случае, если народ остается необразованным и непросвещенным.
Все обучение само по себе консервативное, так как оно передает определенные представления о духовных, культурных и материальных ценностях. Чтобы избавиться от угрозы передачи ценностей политической и культурной реакции, надо иметь демократический подход к образовательному процессу.
А что такое демократия? Датский мыслитель Халь Кок писал об этом в книге
“Что такое демократия?” в 1945 году, что демократия - это не система, не доктрина.
Это образ жизни. Демократия не есть нечто законченное в себе. Поэтому-то идут постоянные дебаты о ее сущности. Демократия - не победа, которая выиграна, а борьба, которая постоянно продолжается. Демократия не однажды достигнутый результат,но задача, которая должна решаться снова и снова. Прежде всего, это не учение, которое можно преподавать и которое можно быстро усвоить или быть обращенным в него. Это образ мыслей, образ жизни, который усваиваешь только тогда, когда живешь этим образом в своей личной жизни, в отношениях с семьей и соседями, с более широкими внешними кругами, в отношениях к землякам и, наконец, в отношении к другим народам...”
Представление о демократии тесно связано с представлением о свободе, и Халь
Кок пишет про свободу, что вопрос о свободе не решается Основным законом, который обеспечивает определенные конституционные права. Это - только рамка.
Главное в том, что есть люди, которые пользуются этой свободой. Что толку, что они имеют свободу слова, если им нечего сказать? Что толку, что они имеют свободу поступка, если они не могут ничего другого, как только ходить шеренгами и подражать другим? Что толку, что они имеют свободу мысли, если их мозги пусты и их натура апатична? Только для людей, полных жизни, свобода имеет смысл. Но уж для них она - и необходимое условие жизни.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница