Народные движения в середине XVII века



Скачать 165.86 Kb.
страница1/5
Дата01.04.2018
Размер165.86 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5

Методическая разработка урока истории на тему «Народные движения в середине XVII века»

учителя истории и обществознания МБОУ «Новобуяновская СОШ»

Петровой Алины Анатольевны
Класс: 7

Предмет: история


Тема урока: Народные движения в середине XVII века.
Цели урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

  • Определить связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;

Развивающие:

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России;


Оборудование:  компьютер, презентация, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал, карта

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА


Деятельность учителя


Содержание урока

Деятельность обучающихся

Организация работы. Проверка готовности класса

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Алина Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.



Приветствуют учителя

Историческая разминка

Фронтальная работа




  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

- Начнем наш урок с исторической разминки.

1 задание «Кто они?»

Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

1) Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном (Филарет)

2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)

3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666- 1667 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон)

4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)


2 задание «Приведите в соответствие термины и их определения»:

1. Крепостничество

А. Противники церковной реформы

2. Раскол

Б. Форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала

3. Барщина

В. Отделение от церкви группы христиан после церковной реформы Никона

4. Самодержавие

Г. Свод законов Русского царства

5. Старообрядцы

Д. Даровой принудительный труд зависимого крестьянина на помещичьей земле

6. Соборное Уложение

Е. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя




Определяют личность и её роль в истории

Приводят в соответствие понятия и их определения



Стадия вызова
Корзина идей

Ассоциации

Актуализация личностного опыта обучающихся
Определение темы и целей урока
Уточнение целей учителем
Приём «Верные и неверные утверждения»

Определение проблемы урока


Мотивация (стихотворная характеристика 17 века

  1. Изучение нового материала

- Хорошо ребята, вы справились с заданиями. XVII век был богат на разные события: Смута, восстание Хлопка, выступления под руководством И. Болотникова, Церковный раскол.

В царствование Алексея Михайловича страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ".

И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название. Выскажите своё предположение.

Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову (восстание, выступление, мятеж, усобица, волнение, возмущение, смятение и т. д.)


- Обратите ваше внимание на ассоциативный ряд, попробуйте определить тему урока. (НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ)

Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопросы ответить. (ответы учащихся)


- Итак, цель нашего урока познакомиться с народными движениями XVII века, определить причины этих выступле-ний, рассмотреть их ход и итоги. Вы будете доказывать свою точку зрения, делать выводы; анализировать полученную информацию и, конечно же, работать с картой.
- Ребята, как вы думаете, все народные выступления 17 века закончились поражением? (ответы учащихся)

У вас появились разногласия, это и будет проблемным вопросом нашего урока

17 век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длились 100 лет,

За это «бунташным» прозвали тот век!



Высказывания по теме урока


Приводят синонимы к понятию
Совместное определение темы и целей урока
Обучающиеся называют, о чём будут узнавать на уроке, учитель систематизирует сказанное

Слушают


Стадия осмысления

Беседа


Организация работы в группах

Таблица

Проверка заполнения таблиц.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Организация проверки работы групп

Организация работы с учебником. «Чтение с пометками»,

выделение причины восстания

Организация работы с картой.

Прием «Оживление»

Организация работы с документом


Проверка выполнения заданий

Организация работы с картой




- Как вы знаете, бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда существуют причины.

Как вы думаете, чем были недовольны народные массы, каковы причины народных движений

Причинами народных выступлений можно считать:

1) закрепощение крестьян

2) рост феодальных повинностей

3) усиление налогового гнёта

4) ведение почти непрерывных войн

5) попытки ограничить казачью вольность

6) усиление приказной волокиты

7) церковный раскол и расправы над старообрядцами

- Глядя на эти причины, можете ли вы определить состав участников восстаний? ( крестьяне, казачество, городские низы, стрельцы, духовенство)

- Так как в борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, то народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы.
- Сейчас вы получаете задание: используя учебник выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века.

1 гр. – изучает события Соляного бунта, стр. 62

2 гр. – события Медного бунта стр. 62

В таблицу вносим только данные по своему народному выступлению. Работаем быстро в парах, советуемся друг с другом.






Соляной бунт

Медный бунт



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница