Над чем работают,Перейти



страница1/3
Дата12.05.2018
Размер1.86 Mb.
  1   2   3

Над чем работают, о чем спорят философы

С.С. Гусев ГЛ. Тульчинский

Проблема понимания в философии

Философско-гносеологический анализ

Москва Издательство политической литературы 1985

==1


==2

00.htm - glava01

ПРЕДИСЛОВИЕ

В романе «Кащеева цепь» М. М. Пришвин описывает, какую симпатию почувствовал его

автобиографический герой — гимназист Курымушка — к одному из преподавателей,

когда узнал, что тот написал книгу о понимании. Маленькому Курымушке очень

хотелось иметь «книгу для понимания» как средство от «болезни непонимания»,

которой страдают люди по отношению друг к другу. Этим преподавателем был В. В.

Розанов — преподаватель елецкой гимназии, впоследствии весьма одиозная фигура в

русской общественной мысли. Однако написанная им обширная книга «О понимании»,

действительно вышедшая в 1886 г., «книгой для понимания» и средством от

«непонимания» не была. Автор предпринял в ней попытку довольно эклектичной

систематизации научного знания. Надежды, связываемые Курымушкой с этой книгой,

не сбылись тем более, что нравственный конфликт именно с этим преподавателем

привел к исключению его из гимназии.

Авторы данной книги не претендуют на осуществление мечты Курымушки, т. е. на

создание «книги для понимания». Мы ставим перед собой достаточно скромную задачу

— дать по возможности систематический анализ комп-

==3

лексной и междисциплинарной проблемы понимания. Решать эту задачу можно было в



принципе двумя способами. Вполне оправданным и более легким способом было бы,

например, дать обзор различных проявлений понимания в обыденном сознании, в

научном познании и т. д. или сконцентрироваться на каком-то одном из этих

проявлений понимания, скажем, на понимании языкового текста, взаимопонимании в

процессе общения. Мы предпочли другой, более сложный и, как нам представляется,

более привлекательный путь — попытаться .выявить основания и механизм понимания,

определяющие его «прорастание», в различных сферах познания и общения. Нас

интересовал, выражаясь словами Бэкона, «скрытый схематизм» понимания, анализ

основных его процедур, динамики и тенденций развития.

В первой главе книги выявляются деятельностные, социально-культурные основания

понимания; во второй главе мы рассматриваем его механизмы и процедуры, а в

третьей — как эти процедуры и механизмы реализуются сознанием в процессах

осмысления и смыслообразования.

Проблема понимания в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее обсуждаемых

проблем научного познания, философских проблем. Целый ряд теоретических и

прикладных дисциплин не только изучают эту проблему, но и осознают необходимость

ее решения как предпосылку своего дальнейшего развития.

Обилие подходов и мотивов обращения к проблеме понимания делает особенно

настоятельным ее философское рассмотрение. Мы имеем в виду исследование,

строящееся на основе

==4

марксистско-ленинской философии. Что же касается современной западной философии,



то вокруг проблемы понимания выросла огромная литература, в которой даются

герменевтические ,трансценденталистские субъективистские и другие ее трактовки.

Предлагаемая работа является попыткой систематического исследования проблемы

понимания. С самого начала необходимо сделать одно уточнение. Для многих

современных исследований понимания характерно сведение последнего к осмыслению

языковых образований— высказываний, текстов, некоторого естественного или

формализованного языка и т. д. Цели нашей работы предполагают рассмотрение

понимания как осмысления как формы духовно-практического освоения

действительности вообще. Авторы последовательно соотносят понимание с такими

феноменами, как знание, научное объяснение, интерпретация различных сообщений.

На наш взгляд, понимание — одна из важнейших сторон человеческого освоения мира,

характеризующая качество и степень этого освоения. Меняется и развивается

общественная практика — меняются и совершенствуются способы осмысления

действительности. Мы рассматриваем динамику познания как переход от незнания к

знанию и затем к пониманию имеющихся сведений о мире.

Первая и вторая главы написаны авторами совместно, третья — Г. Л. Тульчинским.

==5

00.htm - glava02



Каталог: data -> 2011
2011 -> Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа дисциплины «Основы теории коммуникации»
2011 -> Тезисы международной научно-практической конференции "Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня"
2011 -> Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии»
2011 -> Николо Макиавелли Государь
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Экономическая социология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница