Национальный фонд переподготовки кадров



Скачать 307.89 Kb.
страница1/14
Дата12.04.2018
Размер307.89 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет социологии


Программа дисциплины
«ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра


Автор: проф., д.и.н. Дробижева Л.М. (drobizheva@yandex.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Ледяев В.Г. Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2009 г. «--» -------- 2009 г.


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Рыжова А.В.

« ____» ___________________2009 г.

Москва, 2009


Автор программы: проф. Дробижева Леокадия Михайловна

I. Аннотация

В Курсе обсуждаются предмет, задачи, методология и методы этносоциологии, анализируются теоретические споры вокруг этничности и национализма, рассматриваются вопросы, связанные с построением демократии в многоэтнических государствах, характером этнической мобилизации и этническими аспектами социального неравенства, проблемы этнической идентичности и возможности новых надэтнических солидарностей, роли государства и элит в нациостроительстве, мультикультурализм как идеология, политика и возможности использования его принципов в социальной практике, факторы, влияющие на межэтнические отношения в разных социальных средах.

В Курсе показана роль этничности в социальной стратификации, появление новых неравенств во взаимодействии этнических групп, рассматриваются условия неконфронтационного многообразия этнических групп, поддержания согласия, толерантных отношений между людьми различных национальностей, причины межэтнических конфликтов и пути их урегулирования.

Современное общество живет в условиях противостояния двух важнейших тенденций: глобализации технико-экономического, информационного характера с одной стороны и сохранения, а в ряде случаев и роста коллективных идентичностей, локальной мобилизации, в том числе этнической, религиозной - с другой. Одни ученые, эксперты полагают, что на основе "групповых человеческих потребностей", в результате различных форм депривации ХХI век, так же как ХХ, будет временем вызовов этнических меньшинств. Другие полагают, что наступающий век будет эпохой "реакции групп большинства на несостоятельные проекты от имени меньшинств". Однако и в том и в другом случае речь будет идти о мобилизованной этничности. Поэтому внимание к проблемам этничности будет расти. Оно обостряется с расширением поля насильственных действий. 2/ 3 смертоносных конфликтов в последнее десятилетие ХХ в. были связаны с межэтническими противоречиями.

Этнический фактор и в мирных условиях играет существенную роль в трансформационных процессах. С культурными, цивилизационными различиями связывают широту, темпы и формы включения этнических общностей в процессы модернизации, информационные сети.

Изучая традиционно социологическую проблематику - социальную стратификацию, различные виды неравенства, идентичности, старые и новые солидарности, социальные движения, различные виды мобилизаций социологи всегда встретятся с их этнической многовариантностью. Поэтому курс Этносоциологии нужен не только тем, кто изучает этнические проблемы, межэтнические конфликты, различные виды межэтнических отношений, но и социологам, работающим и в других направлениях, а также политологам, культурологам, этнологам, психологам и даже экономистам, и практикам, работающим в сфере управления.


Требования к студентам:

Студенты знакомятся с содержанием курса, они должны прослушать лекции, прочитать обязательную литературу, активно работать на семинарах, написать творческую работу (эссе), презентировать ее на семинаре, продемонстрировав умение осваивать методологию и проводить эмпирические исследования.


Цель курса:

Познакомить с основными социальными проблемами, которые приходится решать в полиэтнических обществах, с дискуссиями, которые ведутся вокруг теоретических подходов, методологией их изучения, показать эффективные методики исследования проблем и возможностей использования результатов их изучения в социальной практике.


Задачи курса:

Курс имеет целью познакомить слушателей с теми направлениями и теориями в социологии, которые связаны с этническим разнообразием человечества и возрастанием значимости этнического фактора в современном мире.



  • показать, какую роль играла этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно в последнее десятилетие на посттоталитарном пространстве, проанализировать современные концепции национализма;

  • обсудить дискуссии о возможностях построения демократии (демократического транзита) в полиэтническом обществе, о роли этнокультурных детерминант в модернизации обществ, в экономической и социальной трансформации в посттоталитарных государствах;

  • показать изменения в социальной стратификации этнических групп, влияние этнокультурных особенностей на социальную мобильность, социальные и культурные дистанции в мультиэтническом российском обществе; обсудить влияние этничности на развитие экономики.

  • познакомить с дискуссиями о причинах роста этнической солидарности, о возможности соединения этнической идентичности с лояльностью к государству - нации, рассмотреть концепции, объясняющие межэтническую напряженность, формирование образа врага, негативные этнические стереотипы; особое внимание уделяется причинам, типам и формам межэтнических конфликтов и путям их урегулирования.

Курс призван показать особенности политики государств в мультиэтнических обществах в прошлом и настоящем, обсудить принципы гуманистической политики в отношении меньшинств.
Структура курса:

Курс читается 2 лота. Первые лекции посвящены предмету, объекту этносоциологии как одному из направлений социологической науки, истокам его развития в западной и отечественной науке, задачам этой дисциплины. Далее рассматриваются теоретические дискуссии вокруг понимания этничности и национализма и формы этнических мобилизаций.

На последующих четырех лекциях и семинарах рассматриваются основные проблемы этносоциологических исследований – этнические аспекты социального неравенства, проблемы, связанные с новым притоком инонациональных мигрантов, способы и опыт их адаптации в западных странах и в России, масштабы и характер этнокультурных дистанций, роль культурных особенностей в экономическим развитии, при переходе к рыночной экономике.

Две лекции посвящены проблемам этнической и гражданской идентичности и межэтническим отношения. Затем на двух лекциях рассматриваются межэтнические конфликты в России на фоне мирового конфликтологического поля и регулирование постконфликтных ситуаций.

Завершается курс анализом политики государства в сфере межэтнических взаимодействий и роли общества в преодолении ксенофобии и этнического экстремизма.

В структуру курса включаются – деловая игра (студенты делятся на 3 группы: защитников идей этнического национализма, его противников и группы переговорщиков, задача которых – предотвратить насильственные формы противоборства) и обсуждения учебного фильма «Свои - чужие».


Формы контроля:

- текущий контроль предполагает выступления с докладами на семинарских занятиях, участие в обсуждении других докладчиков на семинаре, участие в деловой игре, в обсуждении фильма.

Студенты пишут 2 письменные контрольные работы, одна из них – промежуточная, другая - итоговая. В конце занятий, на предпоследнем семинаре они сдают эссе как итог доработанного доклада.

50 % – письменные контрольные работы.

30 % – эссе.

20 % – активность на семинарах.


Требования к творческой работе (эссе). В эссе студент должен продемонстрировать знакомство с литературой по теме, умение ее критически осмысливать, умение работать с источником, способности к аналитической работе. Объем эссе – 10-15 страниц. Работа представляется в распечатанном и электронном варианте. Срок представления – за неделю до последнего занятия.
II. Тематический расчет часов.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контрольные рьаоты

Самостоя-тельные работы

Всего часов







Лекции

Семинары

Всего










1

2

3

4

5

6

7

8

1

Предмет и метод этносоциологии

2




2







9

2

Современные теории этничности и

этнические проблемы в социологии

2

2

4




5

9


3

Современные концепции национализма. Возможность построения демократии в полиэтнических государствах. Формы этномобилизации

4

2

6




5

11

4

Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства.

2

2

4




5

9

5

Этносоциальные аспекты миграционных изменений

2

2

4




5

9

6

Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков

2

2

4




5

9

7

Мультикультурализм: идеология, политика, социальная практика.

2

2

4




5

9

8

Этническая идентичность: идеология и практика социальных действий

4

2

6




5

11

9

Межэтнические отношения

2

2

4




5

9

10

Межэтнические конфликты. Поиски путей к межэтническому согласию

4

2

6




5

11

11

Политика государства в отношении национальностей: пример России, стран СНГ и Западной Европы

2

2

2




5

7
















(Эссэ) 10




10




Всего

28

20

48

10

50

108



III. Содержание программы

Темы лекций.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница