Национальные культурные пространства россии и украины: единства и противоположности



Скачать 90.67 Kb.
страница1/3
Дата24.05.2018
Размер90.67 Kb.
  1   2   3

Сараф М.Я.

д.филос.н профессор, Российское философское общество


НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ: ЕДИНСТВА И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ


  1. Национальные культурные пространства и их взаимосвязь

Понятие национального культурного пространства, в моем представлении, выражает сложную динамическую систему форм осуществления общественного воспроизводства, исторически сложившихся в определенных этнонациональных ареалах и в условиях национальной государственности. Каждая из таких форм гомогенна, и все они являются устойчивыми образованиями. Национальное культурное пространство выступает как единое образование, измерения которого составляют развертывающиеся в нем пространства культур, имеющих общенациональное, этнонациональное, и региональное содержание. Взаимодействия между субъектами культурных процессов многообразны как по своему содержанию, так и по степени интенсивности и направленности. Но при любых обстоятельствах фундаментальным условием единства и целостности культурного пространства являются общие усилия, направленные на его поддержание и сохранение, то есть условие устойчивости сосуществования. Такие условия могут быть названы константами культурного пространства, к которым, прежде всего, относятся общие принципы смыслообразования, а также общие принципы коммуникативности и регулятивности.

Первым из них можно назвать самотождественность культурного пространства, или сохранение его качественной самовоспроизводимости. Если по отношению к культурному пространству в целом, понимаемому как пространство воспроизводства человека, этот тезис выражает общее условие статичности, то по отношению к национальному культурному пространству он будет выражать статичность относительную, поскольку оно выступает одним из пространств общемировой культуры. Национальное культурное пространство становится мерой культурных процессов, протекающих внутри него, чем определяется и специфичность самих этих процессов.

Вторым условием является наличие центрального элемента культурного пространства, который выражает и определяет направленность культурных процессов, реализацию смыслов в деятельности субъектов культуры. Именно в центре вырабатываются стратегии культуры и ее защитные механизмы. Роль такого центра может играть национальная идея, особенно если она хорошо артикулирована.

Третьим условием является эффективно действующая программа национальной идентификации, позволяющая снимать противоречия единства и многообразия множества пространств культуры в едином национальном пространстве культуры. Очень важно, чтобы такая программа содержала возможности конструирования рядов культурных взаимодействий и выбора альтернатив. Центрирование культурного пространства и предоставляет такие возможности, будучи мерой для различения актуального и неактуального, сущего и должного.

Национальная культура есть способ бытия нации, то есть способ ее исторического существования, собственного воспроизводства и развития. Поскольку существование нации исторически сопряжено с возникновением буржуазной демократической государственности, то легко предположить, что национальное культурное пространство совпадает с территорией государства. Это не совсем так, но определенный исторический резон здесь имеется.



  1. Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
    2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
    2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
    2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
    2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
    2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница