Национальная идентичность: контексты социального конструирования в Латвии



Скачать 119.5 Kb.
страница1/7
Дата14.04.2018
Размер119.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Национальная идентичность: контексты социального конструирования в Латвии

Идентичность – одно из понятий, которое в течение последних десятилетий часто упоминается как в научных дискуссиях, так и в будничных разговорах. Его популярность можно объяснить тем, что „идентичность” хорошо вписывается в современный мир полный перемен, где у людей открылось множество новых возможностей, – начиная с выбора самых разных стилей жизни и интересов, до возможности отправиться в другое государство, чтобы учиться или работать. Идентичность раскрывает путь для поиска ответов на вопросы: „кто я?”, „к чему ощущаю принадлежность?”. Это вопросы, какие, наверное, задает себе каждый, особенно в молодости. Для современной Латвии – вопрос более чем актуальный в связи с проблемой поиска путей гражданского единства.

Коллективная идентичность указывает на принадлежность к группе. Она субъективна, так как принадлежность к группе зависит от выбора индивидуума. Но этот выбор может осуществляться в рамках структур, существующих в обществе в рамках дискурсивных практик. Объясняя идентичность, необходимо подчеркнуть активную роль индивидуума в образовании идентичности. В этом плане идентичность можно рассматривать как противоположность касте, которая строго определяет неизменное место в обществе. В свою очередь, в формировании идентичности позиция индивидуума активна. Образование, вид занятий, место и страна проживания, участие в партиях и движениях, способы проведения свободного времени, отношение к музыке, выбор одежды, разнообразие моделей дружественных отношений, вовлеченность в семейные отношения, участие в социальных сетях – из всего этого индивидуум отбирает то, к чему чувствует свою причастность.

Объясняя, как образуется идентичность, как индивидуум обретает ощущение принадлежности, большинство исследователей акцентируют внимание на социальной конструируемости идентичности. Средством формирования идентичности индивидуума является язык. Опираясь на существующие в обществе дискурсивные практики, иными словами, разные, выраженные словами, точки зрения на вещи и события, на знания, сказания, мифы, символы, ценности, образуется иерархия идентичностей индивидуума. В образовании дискурсивных практик огромна роль как традиционных структур социализации: семьи, школы, масс-медиа, органов государственной власти, так и столь популярных в обществе – информации и социальных сетей. Распространение новых информационных технологий с огромной скоростью умножает возможности новых идентичностей.

Образование новых ощущений принадлежности создает конкуренцию идентичностей. Например, возможность для населения Латвии работы за границей конкурирует с чувством принадлежности к своей земле, родному краю, местной общине. Если рассказы про жизнь, условия труда, возможность обеспечить себя, свою семью в Ирландии, Англии, Норвегии и пр. обретают привлекательность и желание присоединяться к отъезжающим – это конкурирующая идентичность. Конкурирующие идентичности мы можем рассматривать как конкурирующие повествования. Если рядом с повествованием о жизни за границей нет конкурирующего повествования о возможностях в Латвии, оно призывает присоединяться к новой – зарубежной общине.

Исследователи социальных идентичностей указывают, что чувство принадлежности имеет значение, когда формируется социальное самочувствие человека. В интервью про национализм, британский философ Исайя Берлин (Isaiah Berlin) указывает, что также как то, что людям необходимо есть и пить, им требуется безопасность и свобода передвижения, а также им необходимо ощущение принадлежности к группе. Если такого нет, человек чувствует себя изолированным, одиноким: „Одиночество не значит быть одному, а быть между людьми, которые не понимают сказанного вами”.1

Ощущение принадлежности к группе дает безопасность, но интересно, что такая безопасность образуется, очерчивая водораздел с другими группами, выделяя некие «положительные» качества своей группы, и таким образом, формируя безопасное пространство. Уже десятилетия назад известные зачинатели исследований идентичности – профессор Оксфордского Университета Генри Тайфел и профессор Национального университета Австралии Джон Тернер (Tajfel Henri, Turner John C.) открыли, что идентичность конструируется, путем выделения своей группы по сравнению с другими группами. Этот процесс усиливает необходимость создавать положительную идентичность, которой можно добиться, акцентируя отрицательные свойства другой группы2, так и указывая на несправедливость, которая может исходить от этих групп3. Нередко, существующая рядом, отличительная этническая либо лингвистическая группа, служит «стимулом» для конструирования идентичности. Осуществленные в постсоветских странах в 1990-е гг. сравнительные исследования, показали, что этническая идентичность сильнее выражена там, где рядом с «титульной» этнической группой существуют другие значительные по численности этнические группы. Жители Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, как на важнейшую, указали на этническую принадлежность, в то время как жители Литвы (и Польши), как на наиболее важную, чаще называли принадлежность к своему городу, волости4.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница