Нациестроительство



Скачать 55.79 Kb.
страница1/2
Дата21.05.2018
Размер55.79 Kb.
  1   2

Нациестроительство — 1) концепция, по которой допускается возможность с помощью определенных социальных технологий создание новой нации или ускорение развития национального самосознания. Н. основано на принципах конструктивизма — теории генезиса наций, противоположной примордиализму. Согласно примордиализму, свойства наций — врожденные или обусловлены социальным, экономическим, политическим и историческим контекстом развития. Они настолько прочно усваиваются и передаются с опытом, воспитанием, пропагандой, что даже в отрыве от контекста представители нации сохраняют свои характерные черты. Этот подход предполагает, что в народах как бы скрыты латентные черты наций, которые раскрываются и проявляются в соответствующих обстоятельствах (при подъеме национально-освободительного движения, получении суверенитета и т.д.). Конструктивизм же говорит, что нацию можно «построить», создать, причем по определенным моделям, с определенными целями, задачами и т.д. То есть это искусственный и регулируемый, а не естественный и стихийный процесс.

Теория Н. выросла из политической и социальной практики конца ХIХ – ХХ вв. На глазах происходило возникновение новых наций. В конце ХIХ – начале ХХ в. этот процесс шел на Балканах. Ученые считают одним из случаев Н. конструирование национального самосознания македонцев. Во второй половине ХХ в. распад колониальной системы, события на Ближнем Востоке, а в конце ХХ в. — распад СССР дали целый ряд подобных примеров. Классическими работами, в которых анализируются практики Н., являются труды Г. Кона и Б. Андерсона.

В основе этих практик лежит прежде всего политика в отношении национального языка. Язык формирует нацию по крайней мере в трех аспектах: 1) национальный литературный язык, на котором пишутся памятники национальной прозы и поэзии, формирующие самосознание нации; 2) язык бюрократии, без знания которого невозможна гражданско-правовая реализация в рамках суверенного государства; 3) язык начального, среднего и высшего образования, благодаря которому гражданин приобретает квалификацию, обеспечивающую ему реализацию социальной судьбы. В случаях Н. мы видим резкий подъем национальной литературы разных жанров, переводы на национальный язык важнейших для данной культуры сочинений иностранных авторов. Знание национального языка оказывается не только условием занятия государственных постов и поступления на государственную службу, но и способствует продвижению вверх по социальной лестнице. Наконец, образование на национальном языке способствует формированию национальной идентичности. Как мы видим, все эти аспекты необычайно важны для Н., но при этом они все регулируемы и формируемы в рамках специальной политики. То есть процесс Н. посредством языковой политики конструируем.

Следующим важным компонентом Н. является формирование национальных историй, их популяризация, формирование комплекса «мест памяти» и соответствующей системы коммемораций. Национальные истории формируют национальные идентичности и национальную мифологию как центральный элемент картины мира для нации. Особую роль для конструирования национальной памяти играет музей. Для развития своего национального самосознания назначаются «враги нации», часто находится в истории геноцид, выдуманный или реально бывший («дело прочно, когда под ним струится кровь»). Все эти элементы, как показала историческая практика ХХ в., конструируемы и моделируемы, то есть в данной сфере Н. также можно управлять.

Третьим компонентом Н. являются соответствующие социальные практики. Например, перепись населения, в которой субъекты переписи обязаны указывать свою национальную принадлежность; административные реформы (картографирование) с соответствующим районированием территорий с разными этносами.

На основе всего этого вырастает официальный национализм как смоделированная официальная идеология, который и играет решающую роль в Н.



Литература: Kohn H. Natlonalizm: Its Meaning and History, 1955; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Тишков В.А. Нация: теория и политическая практика // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. Часть 1. М., 1994; Mythos und Nation: Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit / Hrsg. von H. Berding. Frankfurt am Main, 1996; Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины М., 1997; Колосов В. А. «Примордиализм» и современное национально-государственное строительство // Политические исследования = ПОЛИС. 1998.№ 3. С. 95-106; Мнацаканян М. О. Интегрализм и национальная общность: новая этносоциологическая теория. М., 2001; Нации и национализм. М., 2002; Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001; Тишков В. Р. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии.М., 2003; Буховец, О. Г. Изучение национализма в Европе и Евразии: новые аспекты. М.,, 2004.
2)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница