На формы жизнеустройства (на примере ставропольского края)



Скачать 59.12 Kb.
Дата05.06.2018
Размер59.12 Kb.

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ
НА ФОРМЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА


(НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
И.А. Ильяшенко
Северокавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова

г. Минеральные Воды
Трансформация социальной структуры российского общества и интенсивное формирование современной рыночной среды оказало серьезное влияние на территориальные различия экономических и социальных показателей. Процесс краевой дифференциации по важнейшим показателям содействует углублению различий в положении социальных слоев. В основе стратификации в том или ином крае лежат такие предпосылки как экономическое положение края, специализация, научно-культурный потенциал, географическое положение края, этнонациональный состав, миграционные процессы.

В конкретных исторических условиях данные предпосылки могут реализовываться в виде разнообразных факторов, отражающих особенности исследуемого края. Системное представление края как некой целостной взаимосвязи элементов, предполагает рассмотрение совокупности целенаправленных подсистем, взаимодействие которых определяет социальные процессы и тенденции их развития. Для понимания состояния и особенностей социальной стратификации применима категория «фактор краевой среды». В качестве краевых факторов влияния могут быть использованы: социально-экономические показатели, миграционно-демографические процессы и религиозно-нравственные особенности.

Следует заметить, что роль того или иного фактора относительна, так как они взаимодополняют друг друга. В связи с этим, можно выявить повторяемость, определить последовательность и порядок изменений в социальных явлениях. Если известны причины закономерностей и механизм действия того или иного фактора, то при соответствующих условиях они могут быть использованы для масштабных разработок. Значит, учитывая наличие взаимосвязи между данными факторами и показателями социальной стратификации можно предопределить влияние фактора региональной либо краевой среды на социально-стратификационные процессы других краевых территорий российского общества.

Ставропольский край, являясь связующим звеном между Россией и странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, а также с Черноморо-Азовским и Каспийским водными бассейнами, всегда был районом значительного миграционного притока населения.

В первой половине 90-х годов, когда в России началась смена факторов, определяющих характер миграционных процессов, миграционные потоки стали интенсивнее, изменился их социальный и этнический характер, направленность и протяженность. Изменились не только масштабы потоков миграции, но и возникли ее новые формы: беженцы, вынужденные переселенцы, репатриация депортированных народов, возращение военнослужащих из стран Восточной Европы, Закавказья, и т.д. Основную долю мигрантов в этот период крупных

межэтнических конфликтов и войн сформировали вынужденные переселенцы, которые массово прибывают в край. По данным Ставропольстата статус вынужденного переселенца в крае по состоянию на 1 января 2014 года имели 742 человека (425 семей). Большинство из них – 547 человек (297 семей) – покинули Чеченскую Республику. В 2013 году с заявлением о предоставлении временного убежища в УФМС России по Ставропольскому краю обратились 5 человек (граждане Афганистана и Сирии), получили временное убежище 12 человек (граждане Афганистана, Сирии и Палестины). Азербайджан 21%, Грузия 12%, Казахстан 37%, Киргизия, Таджикистан 3%, 7% Туркмения 4%, Узбекистан 14%.

Современные миграционные процессы на территории Ставропольского края при снижении их масштабов, по-прежнему, влияют на прирост численности населения. В 2013 году в общем приросте населения края, сальдо миграции занимало около 30%.

В 2013 году в край (без учета внутрикраевой миграции) прибыло – 47,3 тыс.

человек, выбыло – 46,2 тыс. человек.

Международные мигранты составляют 15,3% численности всех прибывших в край по внешней миграции. Основной поток представлен жителями стран СНГ – 6122 человека (84,8%). Из стран Дальнего Зарубежья прибыло 1095 человек. Распределение мигрантов по территории края неоднородно. Основная часть прибывающих расселяется в городской местности (около 60%), большая часть – в краевом центре и городах Кавказских Минеральных Вод (соответственно 14,5% и 28,7% от всех прибывших). К районам

предпочтительного расселения относятся Шпаковский (5,9%), Минераловодский (4,5%), Буденновский (4,4%), Георгиевский (3,5%), Предгорный (3,7%).

Среди восточных районов края особой популярностью среди мигрантов пользуются Курский (2,7%) и Советский (2,4%) районы.

Миграционный фактор по-прежнему оказывает значительное влияние как на социально-экономическую сферу края, так и на духовно-психологическую, определяя социально-стратификационный уровень различных слоев населения. Отметим, что духовно-нравственное развитие края является специфическим фактором в понимании развития всей социальной системы.

Некогда существующий характер межнациональных отношений способствовал тому, что народы России территориально легко перемешивались. Глубокие социально-экономические и политические изменения в стране и в регионе способствовали усилению проблемы межнациональных конфликтов и противоречий. Поэтому решение проблемы отношений между нациями следует искать в основах северокавказской культуры, которая базируется на следующих приоритетах: почет старшего поколения, личная честь и достоинство, гостеприимство, распространенное даже на неприятеля и взаимопомощь.

Именно эти нравственные характеристики должны быть значимой стабилизирующей силой для объединения северокавказских народов и стирания этнических границ. В другом регионе возможны иные факторы, но исторически доказано, что благоприятная духовная атмосфера способствует положительному процессу развития, независимо о какой территории проживания идет речь. Социально-экономические факторы тесно переплетаются с политическим и духовно-нравственными. На первый взгляд не вполне очевидно, но данная взаимосвязь приводит к религиозному трактату. Религия во многом устанавливает практические императивы, обуславливающие и то, что известный социолог М. Вебер назвал «хозяйственной этикой». Поведение человека в социально-экономической сфере не является простой «функцией», то есть важным элементом хозяйственной этики остается религиозная обусловленность жизненного поведения.

Стабильность общественной жизни невозможна без решения нравственных проблем и без принятой обществом системы морально-этических ценностей. В этой связи традиционные религии вносят предписания, имеющие огромное значение. Вне зависимости от социального статуса, экономического положения и политических взглядов религия помогает раскрыть в каждом человеке свой духовный потенциал. Воздействие религиозных установок на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь осуществляется через воздействие на совесть и сознание личности. Для российского общества вектором преодоления нынешней ситуации является реинтеграция социокультурных ценностей. Без этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой, ни самые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.

Отсутствие в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения – одна из главных причин социальной аномии современного общества.

Поэтому важно развернуть накопившуюся лавину социальных противоречий от разрушения всего и вся в созидательное русло. Но для этого нужно Слово, Слово – призыв, способное дойти до души народа, до его Совести. Своими корнями символ совести уходит в духовный опыт народа, в его культуру, в его религию. Ключевым моментом в понимании духовных начал российского общества является глубоко личный, индивидуально избираемый путь к общности. Российский коллективизм, если он получит благоприятные условия для своего развития, сыграет роль не только в судьбе нашей страны, но и в решении фундаментальной задачи, которая стоит сегодня перед всем человечеством: сохранить жизненный мир человека в условиях усиления миграционных процессов. Продуманная миграционная система является одним из главных условий национальной стабильности. Спланированная и продуманная миграция является одним из важных условий прочности в регионе и в стране. Современное состояние российского общества показывает, что миграционные процессы и политику миграции в целом, которые отвечали бы интересам страны и народам, населяющим ее, предстоит выработать и внедрить в жизнь.



Библиографический список


  1. Здравомыслов А. Г. Социология: теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов ; Российская акад. наук, Ин-т социологии Москва: Наука, 2008.

2. Фобьянчук А. А. Социология труда - как наука необходимая для гармоничного формирования и развития личности. «XXIX – Гагаринские чтения». Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва. 8-11 апреля 2003 г. Том 7, Изд. «МАТИ» - РГТУ им. У.Э. Циолковского.- 27 с.

3. Фобьянчук А. А. Социальная структура в инновационной деятельности. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. ISBN 978–5–904804–06–0.



4. stavstat.gks.ru Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница