Н. С. Минаева понятия сознательного и бессознательного



Скачать 99.54 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата14.05.2018
Размер99.54 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


105
МИНАЕВА Наталья Сергеевна — кандидат философских наук, доцент, завкафедрой социальной психологии и психологии управления Уральского государственного университета им. А. М. Горького (е minaeva@rambler.ru).
© Минаева НС, 2010
УДК 159.964 + НС. Минаева
ПОНЯТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО:
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ
Рассматриваются понятия сознательного и бессознательного как формы информированности психики. Выделяются формы опосредованного и непосредственного знания как на уровне сознания, таки на уровне бессознательного.
К л ю ч е вы е слова сознание, бессознательное, опосредованное знание, непосредственное знание, установки.
Обращаясь к исследованию психики, остановимся на характеристике таких составляющих этого понятия, как сознание, бессознательное, формы существования сознания и бессознательного. Начиная с х гг. ХХ в. в обществе растет интерес к исследованию бессознательного как на уровне личности, таки на уровне общества, обусловленный необходимостью анализа взаимодействия социального и психического, сознательного и бессознательного.
П он яти е сознания. Слово сознательный (англ. с) происходит от латинских слов con (вместе, си (знание. Сознавать нечто значит знать это нечто. Слова ум и сознание, если они взяты в самом широком смысле, обычно принимают за синонимы. Вслед за Р. Декартом сегодня мы говорим Быть в сознании значит либо о чем-то думать, либо размышлять над чьей-нибудь мыслью. В Метафизических размышлениях Декарт пишет о некой силе, коварной и изощренной, использующей все, чтобы обмануть человека. Но если она обманывает его, нет никакого сомнения, что человек существует пусть обманывает, сколько хочет, — она никогда не сможет превратить человека в нечто до тех пор, пока он будет думать. Декарт заключает, что положенное я есмь, я существую неизбежно истинно каждый раз, когда человек произносит его или постигает умом [1, 342]. Фактически Декарт онтоло- гизирует сознание. Дж. Локк определяет сознание как восприятие того, что происходит в нашем уме. После Декарта по отношению к онтологии сознания сложились два основных подхода — монистический и плюралистический. Что касается второго подхода, то это, прежде всего, учение о монадах Г. Лейбница.
У Лейбница монады существуют как простые бестелесные субстанции, истинные атомы природы. Любые монады, в том числе и душа, основными видами деятельности имеют, во-первых, деятельность по восприятию и представлению, а во-вторых, тенденцию к последовательным восприятиям. Лейбниц различает простое восприятие, что является особенностью всех монад, и восприятие, сопровождаемое сознанием, такого рода восприятие он называет
Н. С. Минаева. Понятия сознательного и бессознательного




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница