Н. И. Лобачевского С. В. Сидоренко Ю. Е. Францева И. М. Швец Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания» Учебно-методическое пособие



страница1/52
Дата26.04.2018
Размер4.24 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

С.В. Сидоренко

Ю.Е. Францева

И.М. Швец


Использование активных методов обучения в курсе «Концепции современного естествознания»
Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2014

УДК 50(075.8)



ББК Бя73

С34
С34 С.В. Сидоренко, Ю.Е. Францева, И.М. Швец. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСВОЗНАНИЯ»: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет. – 2014. – 223 с.

Рецензент: проф. К.Д. Дятлова

Курс «Концепции современного естествознания», выстроенный на основе системного подхода, имеет своей целью обосновать целостность окружающего мира, показать в нем место и значение биологических объектов, жизни как таковой, а также определить значение знаний о жизни и биоэтике в общей системе знаний об окружающем мире.

В курсе «Концепции современного естествознания» в большей степени будут привлекаться индивидуальные работы с текстами, позволяющие уточнять значение того или иного знания во внешней картине мира.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Биология», биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.


Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии биологического факультета ННГУ

д.п.н., проф. И.М. Швец


УДК 50(075.8)

ББК Бя73

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2014

© С.В. Сидоренко, Ю.Е. Францева, И.М. Швец


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

6

1.

Программа курса «Концепции современного естествознания»


8




























2.

Разработка семинарских занятий дисциплины

11




1.

Естествознание как единая наука о природе.

11







Семинарское занятие № 1. «Введение» в естественнонаучный мир.

11







Приложение № 1

14







Приложение № 2

18







Приложение № 3

19







Приложение № 4

21







Приложение № 5

33







Приложение № 6

37







Приложение № 7

43




2.

Представление о материи.

56







Семинарское занятие № 2. Структурная организация материи. Системная организация материи. Микромир и квантовая механика.

57







Приложение № 8

59







Семинарское занятие № 3. Макромир и Биоразнообразие.

66







Приложение № 9

68







Приложение № 10

72







Приложение № 11

73







Семинарское занятие № 4. Мегамир.

88







Приложение № 12

89







Приложение № 13

95







Приложение № 14

96







Приложение № 15

97







Приложение № 16

98







Семинарское занятие № 5. Концепция пространства.

99







Приложение № 17

100




3.

Представление о взаимодействии.

111







Семинарское занятие № 6. Взаимодействие тел в физике.

112







Приложение № 18

113







Приложение № 19

121







Семинарское занятие № 7. Взаимодействие в веществе.

122







Приложение № 20

123







Приложение № 21

135







Семинарское занятие № 8. Взаимодействие в биосистемах.

137







Приложение № 22

138







Приложение № 23

155







Семинарское занятие № 9. Концепция времени.

156







Приложение № 24

157




4

Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности

172







Семинарское занятие № 10. Общее понятие симметрии.

173







Приложение № 25

174







Приложение № 26

176







Семинарское занятие № 11. Симметрия пространства и времени. Симметрия взаимодействий. Законы сохранения и симметрия.

199







Приложение № 27

200




5

Закономерности окружающего мира

206







Семинарское занятие № 12. Понятие о гомеостазе.

207







Приложение № 28

208







Семинарское занятие № 13. Основы эволюционной концепции.

224







Приложение № 29

225







Семинарское занятие № 14. Концепции происхождения и эволюции человека.

229







Приложение № 30

230







Семинарское занятие № 15. Принцип универсального эволюционизма.

232







Приложение № 31

234




6

Современное естествознание и будущее науки

243







Семинарское занятие № 16. Особенности современного этапа развития науки.

244







Приложение № 32

245







Семинарское занятие № 17. Современная естественнонаучная картина мира и Человек.

249

5.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

250







Основная литература

250







Дополнительная литература

250







Интернет-ресурсы

251

6.

Вопросы для контроля

251

7.

Критерии оценок

253



Введение
Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) официально предусмотрен для всех естественнонаучных и гуманитарных факультетов университетов и педагогических Вузов. Содержание и объем дисциплин для тех или иных направлений и специальностей определяется Федеральным Государственным образовательным стандартом и Учебным планом.

Данная программа разработана для студентов естественнонаучных специальностей (в частности – для биологов).

Основной целью изучения дисциплины «КСЕ» является формирование у студентов целостного, системного взгляда на окружающий мир.

Содержание курса выстраивается в соответствии с системным подходом познания, предполагающим познание частей на основании целого и целостности, а не наоборот. Выделение научного знания об окружающем мире происходит в виде системы взаимосвязанных элементов (Швец И.М., Яблоков В.А.): 1-ый элемент: поэлементное описание состава объекта и его структуры как целостной иерархической системы; 2-ой элемент: выявление взаимодействий элементов целостной системы, что предполагает изучение процессов; 3-ий элемент: раскрытие системных свойств объектов, определяющее их основные качественные характеристики; 4-ый элемент: выделение законов и закономерностей, которым подчиняются взаимодействия элементов объекта в иерархической системе; 5-ый элемент: реализация системных знаний в познании. Согласно системному подходу выделены следующие блоки и темы занятий по курсу «КСЕ», ориентированные на студентов естественнонаучных специальностей: I. Естествознание как единая наука о природе (Характеристика естественнонаучного познания.Важнейшие этапы развития естествознания); II.Представление о материи (Структурная и системная организация материи. Микромир. Макромир. Мегамир. Биоразнообразие. Концепция пространства); III.Представление о взаимодействии (Взаимодействие в физике. Взаимодействие на уровне атомов и молекул. Взаимодействие в биосистемах. Концепция времени); IV. Симметрия-асимметрия как единый принцип организации реальности; V. Закономерности окружающего мира; VI. Современное естествознание и будущее науки.

Для реализации на практике данной программы необходимо таким образом построить учебный процесс, чтобы побудить студентов к творческому участию в нем. Осуществить это можно с помощью активных методов обучения, которые создают необходимые условия для развития умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Кроме этого в результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания.

В качестве способа организации активного обучения в преподавании курса «КСЕ» предлагается технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП – базовая модель обучения (включает 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия) в совокупности с многообразием приемов и методов). Основные методы и приемы в первой части курса (I, II и III блоки) основаны на работе студентов с текстом (систематизация материала); чтение с пометками; чтение с остановками; поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы; продвинутая лекция; стратегия Знаю – Хочу знать – Узнал; стратегии Зигзаг 1, Зигзаг 2). Научившись работать с текстом, студентам будет намного легче овладеть и другими навыками и умениями. При рассмотрении IV, V и VI блоков основное внимание необходимо уделить следующим умениям студентов: умение задавать вопросы, умение аргументировано отстаивать свое мнение, а также умение вести дискуссию. В ходе таких занятий студенты будут учиться не только ставить и задавать вопросы, но и отвечать на них, они научатся вырабатывать свое собственное мнение.

Таким образом, системно организованный интегрированный курс «Концепции современного естествознания» позволит не только освоить содержание, но и будет способствовать выработке системного способа познания уже на первых курсах университета. Это поможет студентам на старших курсах более полно усваивать естественнонаучное знание, системного по своей природе.
1.Программа курса «Концепции современного естествознания»


  1. Область применения

Данная дисциплина относится к дисциплинам вариативного компонента, преподается в течение второго семестра.


  1. Цели и задачи дисциплины

Содержание дисциплины направлено на формирование у студентов целостной естественнонаучной картины мира, на осмысление фундаментальных принципов и закономерностей развития окружающего мира, на осознание современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания. Изучение данной дисциплины будет способствовать выработке у первокурсников системного способа познания, что позволит им в дальнейшем более эффективно усваивать материал старших курсов.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны

- знать

основные понятия, характеризующие естественнонаучную картину мира;

основные закономерности природы;

исторические этапы развития естествознания;

структуру научного познания;

методологию современного естествознания;

- уметь

самостоятельно ориентироваться в мире науки;

анализировать и оценивать современные проблемы естествознания (раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности; основные проблемы междисциплинарных наук - биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики и т.д.; вопросы биоэтики; проблемы охраны окружающей среды и взаимоотношения с ней как проблемы выживания человека и человеческого сообщества), используя системный подход;

аргументировать свою точку зрения и находить к аргументам доказательства, обсуждая естественнонаучные вопросы, касающиеся закономерностей окружающего мира;

вести дискуссии разных форм на естественнонаучные темы;

графически представлять естественнонаучную картину мира;

плодотворно работать в группе и индивидуально, и толерантно принимать чужое мнение по тому или иному вопросу в области естествознания, корректно высказывать свое отношение к нему.


В процессе освоения курса «Концепции современного естествознания» студентам предлагается ведение дневника-конспекта, составление словаря наиболее важных для курса понятий. Выбор этих понятий и их определения осуществляется студентами самостоятельно. Дневник-конспект предусматривает фиксацию заданий, предусмотренных преподавателем для более прочного усвоения материала.

4.1. Содержание дисциплины


п/п


Каталог: books -> met files
met files -> Практические занятия по спецкурсу
met files -> Учебная дисциплина: Методы анализа документов в социологии Специальности, направления: Социология 040201, Социальная работа 040101 Нижний Новгород 2010
met files -> Социальная активность журналиста
met files -> Microsoft Word Ерушкина соц управ су doc
met files -> Методическая разработка по дисциплине Онтология и теория познания
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Историческое и рациональное в методологии социального познания
met files -> Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Разработка может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов
met files -> Молодежное добровольчество как форма участия в деятельности институтов гражданского общества: правовой аспект
met files -> Т. Н. Овчарова О. П. Кашина Социология и политология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница