Н. Г. Баранец Метаморфозы этоса российского философского сообщества: в XIX- начале XX веков Ульяновск 007 ббк 87. Б 24 Исследование



страница1/48
Дата25.05.2018
Размер3.42 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ульяновский государственный университет



Н.Г. Баранец

Метаморфозы этоса
российского философского
сообщества:
в XIX- начале XX веков

Ульяновск

2007

ББК 87.3



Б 24

Исследование и издание поддерживалось

грантом Президента Российской Федерации

МД – 963.2007.6

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор А.М. Дорожкин

Доктор философских наук, профессор А.Ф. Кудряшев


Научный редактор:

Доктор философских наук, профессор В.А. Бажанов


Б 24 Баранец Н.Г.

Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XIX - начале XX века. В 2-х частях: Ч.1.- Ульяновск: УлГУ, 2007. – 250 с.

ISBN – 978-5-88866-288-5


В монографии, выполненной в контексте исследований по концептуальной и социальной истории университетской философии в России, рассматривается формирование этоса российского философского сообщества и его эволюция, происходившая в связи с изменением статуса философии как университетской дисциплины в течении XIX и начале XX веков. Исследование основано на анализе документальных материалов их архивов библиотек Санкт-Петербурга, Москвы, Казани. Книга представляет интерес для историков философской мысли, философов и читателей, интересующихся историей русской философии.
ISBN – 978-5-88866-288-5

© Баранец Н.Г., текст, 2007

© Ульяновский государственный университет, 2007



Вспомним, каковы были до сих пор судьбы философии в России. И мы убедимся, что философия у нас существует не вследствие искусственного насаждения, а вследствие глубокой потребности, удовлетворяемой вопреки всевозможным препятствиям, и что если только позволительно судить о будущем на основании прошлого, то, по всей вероятности, довольно скоро философия и у нас непременно достигнет такой же высоты развития и такой же силы влияния, как и в наиболее культурных странах, разумеется, если не встретятся какие-нибудь непреодолимые препятствия чисто внешнего характера.

А.И. Введенский.


Введение
В последние несколько десятилетий одним из наиболее активно реализовавшихся направлений стало исследование организационной специфики философской деятельности. Преимущественно это проявилось в работах, посвященных философии как истории идей и реконструкции концептуальной и социальной истории университетской философии России (Т.В. Артемьевой, В.А. Бажанова, А.Ф. Замалеева, А.А. Ермичева, А.Т. Павлова, В.Ф. Пустарникова). Проведение этих исследований происходит в контексте более масштабного процесса, чем собственно расширение тематики историко-философских исследований, - подобные исследования проводятся в отношении других видов знания и в целом с ними связывают изменение представлений о знании и способах его продуцирования (социологии знания). Этот процесс, по-видимому, в значительной степени связан с особым вниманием к науке как виду духовной деятельности, с присущими ей организационными структурами и институтами, которая реализуется научным сообществом, в то время как философия только становиться предметом подобных систематических исследований.

В той части отечественной истории философии, которая занимается изучением университетской философии, сложилась такая ситуация, что, с одной стороны, происходит интенсивное накопление эмпирического материала о жизни и деятельности конкретных персон и университетских кафедр. С другой – практически не предпринималось попыток изучать философское сообщество как целостный, но в то же время структурированный феномен.

Проблема заключается в том, что анализ философского сообщества сегодня сводится преимущественно к изучению обстоятельств жизни философов и их идей. Но надо иметь в виду, что творчество этих мыслителей, для которых производство и трансляция философского знания является профессией, во многом определяется принадлежностью к социо-когнитивной группе и разделяемой в ней нормативно-ценностной системой, познавательными установками и социально-психологическими стереотипами. Очевидно, что необходим новый методологический подход, позволяющий изучить философское сообщество в институциональной, коммуникативной и ценностной проекции.

Эта работа представляет собой исследование "повседневной" жизни философского сообщества. Поэтому в ней использованы и такие традиционные для концептуального историко-философского исследования источники как работы философов и рецензии на них, отчеты заседаний философских собраний, материалы полемики, стенограммы защит диссертаций. А так же источники, используемые в биографических историко-философских исследованиях – воспоминания, автобиографии, некрологи, письма, материалы газетных и журнальных статей.

Сложность исследования связанна не только с необходимостью представить историческую перспективу изучаемого вопроса, но и с отсутствием достаточной источниковедческой базы. Приходиться констатировать малую изученностью материалов по истории университетской философии, особенно по первой половине XIX века, а так же малую доступность информации о "малых историях" локальных философских сообществ, которые в лучшем случае представляют собой социологические и институциональные описания. Как не вспомнить Е.А. Боброва, писавшего вначале своего исследования, посвященного университетской философии в России, более века назад: "Со временем убедился я, что обработать всю историю философии на Руси не в виде какого-либо поверхностного raisonnement, а документально и научно – дело весьма нелегкое, исполнителю необходимо приходиться, помимо трудностей, лежащих в сущности предприятия, бороться еще с побочными и случайными препятствиями, как то: крайним несовершенством русской библиографии, редкостью старых русских философских книг, разбросанностью нужных дат по всевозможным архивам (рукописных) и (печатных) по разнообразнейшим русским и иноязычным сочинениям: богословским, общеисторическим, естественнонаучным, историко-литературным, юридическим и даже медицинским изданиям. Это дело требует не одного, а многих работников, работников энергичных и трудолюбивых, и притом требует не одного года, а многих лет"1.

В этой монографии анализируется период XIX – начала XX веков - время институционального оформления отечественного философского сообщества и разработки и осмысления принципов и норм, организующих его деятельность, следующая монография будет посвящена изменениям в этосе советского и постсоветского философского сообщества.







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница