Н. А. Ивенкова, зав отделом сопровождения конкурсного движения и диссеминации инновационных



Скачать 269.71 Kb.
страница1/3
Дата15.02.2018
Размер269.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

Н.А. Ивенкова, зав. отделом

сопровождения конкурсного движения

и диссеминации инновационных

образовательных проектов

ГАУ ДПОС «Смоленский областной

институт развития образования»

Методические рекомендации

к проведению августовских совещаний в 2014 году по созданию сетевой модели диссеминации инновационного педагогического опыта в образовательной системе Смоленской области
В условиях реализации ФГОС нового поколения, ориентирующих систему образования на новые образовательные результаты, инновационный педагогический опыт приобретает особый смысл в качестве одной из движущих сил развития образования.

Возрастает актуальность и значимость эффективного распространения и освоения современных образовательных ресурсов, инновационная направленность которых служит достижению современного качества образования. В связи с этим деятельность по доведению лучших образцов инновационной практики до конкретного педагога требует переосмысления.

Безусловно, изучению и распространению подлежит такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. При этом инновационный педагогический опыт может выступать в качестве важнейшего источника модернизации современного образования лишь при условии его диссеминации.

Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на широкие массы педагогической общественности: инновационный педагогический опыт может и должен служить как обеспечению системных изменений по основным направлениям развития образования в Российской Федерации, так и устойчивому развитию системы образования в Смоленской области.

В связи с этим изучение и пропаганда лучших образцов инновационной педагогической практики и их диссеминация – основная задача научной общественности, органов управления образованием, методических формирований различного уровня.

Вместе с тем, в регионе наблюдается недостаточный уровень развития диссеминационных процессов, о чём свидетельствуют следующие факты:

- отсутствие целостной системы распространения инновационного педагогического опыта;

-несогласованность требований к содержанию и качеству информации об инновационном педагогическом опыте, а также к его технологичному представлению педагогическому сообществу с использованием обновлённых форм диссеминации;

- недостаточный уровень профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров общеобразовательных организаций по такому направлению как система работы с лучшими образцами педагогической практики;

- нескоординированность деятельности методических служб и формирований всех уровней по целенаправленной поддержке авторов инновационного педагогического опыта.

Этим обусловлена необходимость создания и развития целостной интерактивной системы диссеминации инновационного педагогического и управленческого опыта в регионе, способствующей достижению современного качества образования за счёт освоения лучших образовательных практик.

При этом в реализации идей распространения педагогических инноваций могут быть использованы уже созданные и функционирующие сети методических структур.

В связи с этим в основу региональной модели целостной интерактивной системы диссеминации инновационного педагогического и управленческого опыта в Смоленской области положена идея организации сетевого взаимодействия между участниками диссеминационных процессов.

Сеть – это особый тип взаимодействия образовательных организаций или педагогов. Он основан на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии как вертикальных, так и горизонтальных связей, т.е. возможностей решения различных вопросов между участниками процессов распространения опыта. Благодаря наличию этих связей происходит передача информации, ресурсов и продуктов инновационной педагогической и управленческой деятельности, для распространения которых образована сеть. При этом каждая образовательная организация или педагог получают доступ ко всем объединенным ресурсам сети и могут пользоваться ее интегративным потенциалом, могут взаимодействовать с любой образовательной организацией или педагогом по вопросам обмена методическими идеями, создания нового интеллектуального продукта.

Как известно, инновационный процесс – достаточно сложный и трудоемкий, нуждается в поддержке и сопровождении. При этом, успешность диссеминации инновационного педагогического и управленческого опыта зависит от целого ряда условий, обеспечивающих качество трансляции – организационных, научно-методических, информационных, кадровых, правовых, мотивационных, материально-технических, финансовых.

Между тем, образовательным организациям, методическим формированиям, а также педагогам сложно, а порой и невозможно обеспечить комплекс обозначенных условий.

В связи с этим в сетевой модели роль организации-оператора отводится областному институту развития образования (далее – ГАУ ДПОС «СОИРО»). Безусловно, институт является одной из наиболее подготовленных образовательных систем к научному анализу и выявлению тенденций в образовательной практике, эффективному проектированию целей, решению организационно-управленческих задач, обеспечению научно-методического, кадрового, информационного сопровождения создания единой сети распространения инновационного опыта.

Сетевое взаимодействие включает участие следующих субъектов:

- субъектов передачи, а именно: инновационных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы, имеющих статус инновационных площадок, ресурсных центров, школ-лабораторий, участвующих в апробации материалов федерального государственного образовательного стандарта нового поколения; педагогов, принимающих участие в эксперименте по введению ФГОС; образовательных организаций и педагогов – победителей конкурсов профессионального мастерства и конкурсных отборов в рамках ПНПО; управленческих команд, педагогов, методических формирований (методические объединения педагогов, кафедры, лаборатории, проблемные и творческие группы и др. объединения), внедряющих педагогические инновации, а также профессиональных сообществ педагогических работников;

- субъектов посредников: органов управления образованием различных уровней (Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования); ГАУ ДПОС «СОИРО»; муниципальных методических служб; методических объединений различного уровня;

- субъектов потребителей, т.е. тех, кто будет являться получателем и потенциальным пользователем опыта) – педагоги, управленческие кадры, образовательные организации, методические формирования различного уровня, в том числе, районные методические объединения учителей-предметников, а также потенциальные адресаты, планирующие освоить и использовать распространяемые ресурсы в собственных образовательных системах.

Распространению подлежит инновационный опыт, включающий в себя как соответствующие критериям оценки качества образовательные продукты – локальные авторские или групповые образовательные инициативы (проекты, методические разработки, программы реализации инноваций, учебно-методические пособия, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы и т.п.), так и образовательные ресурсы, которые могут быть предложены педагогическому сообществу в обобщенном, структурированном, методически объясненном виде, соответствующем критериям технологичности, документированности, доступности.

Реализация региональной модели диссеминации предусматривает сложившиеся за многие годы взаимосвязи субъектов системы образования Смоленской области: ГАУ ДПОС «СОИРО», методических служб и формирований всех уровней, а также управленческих команд образовательных организаций.

Между тем, в настоящее время существуют модели эффективного распространения инновационного педагогического опыта. Модели трансляции инновационного опыта, предложенные Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, различаются основными элементами и способами их взаимодействия между собой:

- модель прямого действия предполагает освоение педагогического инновационного опыта в процессе непосредственного взаимодействия с инновационной образовательной организацией или педагогом-мастером: создатели инновационного педагогического опыта напрямую предоставляют услуги потребителю (дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, организации дополнительного образования, а также педагогу);

- модель опосредованного действия предполагает наличие посредника между создателями опыта и его потребителями; в роли посредника могут выступать как информационно-образовательная среда, созданная автором опыта, так и создатель сети распространения опыта;

- модель «Каскад», при которой создатели инновационного педагогического опыта в процессе непосредственного взаимодействия передают опыт образовательным организациям, педагогам, а те, в свою очередь, продвигают его среди других образовательных организаций и педагогов различных типов образовательных организаций.

В соответствии с вышесказанным в регионе может складываться и развиваться модель диссеминации, которая будет интегрировать элементы и механизмы всех названных выше моделей и учитывать особенности развивающейся в регионе инновационной инфраструктуры в сфере образования.

В процессе реализации модели ГАУ ДПОС «СОИРО», методические службы и формирования всех уровней, а также управленческие команды образовательных организаций выполняют весь комплекс функций: от создания потенциальных объектов диссеминации и их выведения на образовательный рынок – до их выбора, освоения, использования и дальнейшей ретрансляции различными получателями в других образовательных системах. Исключение составляет экспертная оценка, являющаяся прерогативой института развития образования и выполняемая в соответствии с требованиями к качеству образовательных продуктов.

Остановимся подробнее на содержании деятельности по выявлению, изучению, обобщению и распространению инновационного педагогического опыта, выполняемой ГАУ ДПОС «СОИРО» как сетевым центром диссеминации,

Сотрудники структурных подразделений института участвуют в работе по выявлению опыта, т.е. обнаружению эффективных подходов к образовательной деятельности, отвечающих критериям ценности. Выявлению педагогического опыта способствует проведение институтом курсовых мероприятий, мониторингов, конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций и др. мероприятий, а также участие преподавателей в аттестации педагогических работников образовательных организаций области, оказании консалтинговых услуг субъектам системы образования, осуществлении сотрудничества с методическими службами и формированиями различного уровня, научном редактирование сборников материалов научно-практических конференций, рецензировании учебников, учебно-методических пособий и т.п.

Выявленный педагогический опыт поступает в соответствующее структурное подразделение института в виде образовательного продукта (методической разработки, в том числе программы и методического комплекса по её реализации, диагностического и дидактического инструментария, контрольно-измерительных материалов, цифровых образовательных продуктов и т.п.), сопровождаемого информационной картой как формой представления педагогического опыта педагога или образовательной организации.

Сотрудники структурных подразделений изучают педагогический опыт, осмысливают его, анализируя организуемый автором педагогического опыта образовательный процесс и его результаты. Далее педагогический опыт обобщается, приобретается «системное видение» педагогического процесса, осмысливается система методов, приемов, форм, средств и способов организации образовательного процесса.

Важно иметь в виду, что результативный опыт может стать источником системных изменений в образовании только при условии «проникновения» в творческую лабораторию носителя инновационного опыта, понимания авторского замысла, сути опыта; только обобщенный опыт может стать достоянием общественности и, следовательно, значимым условием достижения новых качественных результатов в образовании.

Затем осуществляется экспертиза материалов; при этом руководитель структурного подразделения может создать экспертную комиссию, призванную в определённый период времени осуществить экспертизу.

В случае необходимости руководитель структурного подразделения организует проведение экспертной оценки материалов за счёт передачи их заведующему кафедрой, в сферу проблематики которой входит представленный опыт. Завершается экспертная оценка написанием заключения (рецензии) об инновационном опыте.




Каталог: img
img -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
img -> Общая характеристика исследования
img -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
img -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
img -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании
img -> Духовность, ее подобия и антиподы в культуре
img -> Гендерная психология
img -> Философия политики освальда шпенглера


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница