Н. А. Гурин История социально-культурной деятельности как самостоятельного научного направления



Скачать 106.48 Kb.
страница1/2
Дата06.05.2018
Размер106.48 Kb.
  1   2


Н.А. Гурин

История социально-культурной деятельности как самостоятельного научного направления (краткий экскурс)
История социально-культурной деятельности (СКД), как самостоятельное исследовательско-образовательное направление, является достаточно молодой научной отраслью знаний. Формирование истории культурно-просветительной работы, как специализированной отрасли научных знаний, долгое время сдерживалось отсутствием общей научной теории культурно-просветительной работы. Лишь в 1990-х гг. стало возможным говорить о появлении научных основ общей теории социально-культурной деятельности, что, безусловно, ознаменовало собой новый этап в осмыслении изучаемой сферы и способствовало выделению истории социально-культурной деятельности в отдельную отрасль знаний. Ученые выделяли различные факторы, влияющие на формирование истории социально-культурной деятельности, как научного направления. Так исследователь Е.В. Литовкин указывал на тот факт, что многие аспекты изучения были порождены сменой социально-экономических, культурных и научных ориентиров 1. Интерес к историческим исследованиям всегда возрастает в переломные эпохи, когда общественность обращается к историческому прошлому с целью использования накопленного опыта для решения насущных проблем.

В настоящее время происходит переосмысление накопленного опыта знаний на основе современных научных взглядов и достигнутого уровня развития общественных наук. На смену господствовавшему в исторических исследованиях советского периода формационному подходу, пришло многообразие научных парадигм. Широко используются цивилизационный, синергетический и другие подходы. Ученые стремятся использовать новые для истории методы исследования, раскрываются новые исторические источники. Все это можно назвать стадией поиска новых методологических подходов в изучении истории вообще и истории социально-культурной деятельности в частности.

Клюско Е.М. в своих исследованиях указывал на переориентацию исторических исследований в сторону исследований изучающих действительность всесторонне и многогранно 2. При изучении специфики социально-культурной деятельности ученый должен учитывать социальную, духовную сторону жизни человека, влияние на исторические процессы таких факторов, как психология, менталитет конкретных народов, этносов, природно-географические, экологические условия их существования. Особое значение в этом контексте придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Фактически культурная среда в большей степени, чем какая-либо другая, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям 3.

Новая социальная история, которую стали активно изучать в 1990-х гг., позволила изменить взгляд на исторический процесс, считать не войны и революции, а качественно новое по сравнению с прошлым состояние общества истинным содержанием истории. Необходимо понимать, что человек, а не государство и политические институты, являются главным объектом исследования. Это понимание жизнедеятельности людей как историко-культурного процесса ставит в центр внимания человека, с его мыслями, чувствами, стремлениями и идеалами.

С этим направлением гуманитарных исследований и связывается возросший интерес к истории социально-культурной деятельности, как одной из грани истории культуры. Культурно-досуговая деятельность до 1990-х гг. изучалась лишь в контексте бытовой или общественной жизни. Причем в советский период она понималась главным образом как средство идеологического воспитания населения, а также в контексте противопоставления рабочего, внерабочего и свободного времени, в рамках истории культурно-просветительной работы.

Однако не все ученые связывают современные исследования в области истории социально-культурной деятельности с общекультурными историческими исследованиями. Так Ярошенко Н.Н. делает акцент на развитие истории социально-культурной деятельности как части общей теории социально-культурной деятельности, делящейся на так называемую триаду: теория, история и практика социально-культурной деятельности 1. Указывая на опережающее развитие теории относительно практики, он отмечал, что одним из немаловажных и надежных источников обновления современной теории выступает, история социально-культурной деятельности. Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников в своей работе «Социально-культурная деятельность» развивая мысль Ярошенко Н.Н., очертили закономерную и преемственную линию воспроизводства теории как результата развития вариативной практики социально-культурной деятельности 2.

Ярошенко Н.Н. говорил о том, что формирование теории социально-культурной деятельности как самостоятельного научно-образовательного направления пришлось на период, в который преобладала инновационная устремленность теоретиков на познание изменяющихся условий социально-культурной деятельности, ее средств и технологий. Однако не стоит забывать, что спад интереса к историческим источникам социально-культурного воспитания, которые были подготовлены многими поколениями просветителей, педагогов, деятелей науки и культуры происходил длительное время. Эта хронологическая растянутость в конечном итоге привела к формированию в современной теории СКД, так называемого «исторического нигилизма», который характеризовался ложной убежденностью исследователей в том, что в истории все давно решено, а следовательно все крупные проблемы отсутствуют. Это конечно совершенно не верно, поскольку в настоящий момент можно видеть увеличившийся интерес к историческому анализу одной из граней культуры – социально-культурной деятельности населения России.

В тоже время, несмотря на усиление внимания к проблеме СКД на современном этапе не стоит забывать о тех проблемах, которые проявились при их изучении. В свете современных представлений понятие "культурно-досуговая деятельность" целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию "досуговая деятельность" ("досуг") и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована "внешней" необходимостью, осуществляется не с целью заработка 3. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Известно, что культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры и побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности и др. Формы проявления культурно-досуговой деятельности самые различные. Однако, как известно, одним из важных условий существования любой научной дисциплины является определение её объекта и предмета. К сожалению, в настоящее время ещё до конца не определен предмет истории социально-культурной деятельности. Есть только определенные высказывания исследователей по этому поводу. В работах советских и постсоветских исследователей связанных с историей социально-культурной деятельности нет определения объекта, предмета, как нет разделов и параграфов, посвященных теоретико-методологическим вопросам данной направления науки. Своеобразным исключением являлось исследование Е.М. Клюско «Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты», где есть глава «Культурно-досуговая деятельность как предмет исторического исследования», в которой рассматривался исторический процесс в свете современных концепций и понятие «культурно-досуговая деятельность» 1. В тоже время в работе отсутствует определения объекта и предмета данной области исторической науки.

Определение предмета истории социально-культурной деятельности связано со значительными трудностями, порождаемыми отсутствием в научной литературе единства взглядов на сущность социально-культурной деятельности, недостаточной разработанностью общей теории социально-культурной деятельности, и её отраслевых теорий. Любая наука создается для решения практических и научных целей. Это в полной мере относится и к истории социально-культурной деятельности, которая, с одной стороны, призвана способствовать решению практических задач социально-культурных учреждений, а с другой – изучать природу социально-культурной деятельности, законы её развития, особенности функционирования на различных исторических этапах.

По мнению Литовкина Е.В




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница