Мужчина женщина дети: таинство единства



Скачать 282.24 Kb.
страница1/4
Дата04.05.2018
Размер282.24 Kb.
  1   2   3   4

МУЖЧИНА – ЖЕНЩИНА – ДЕТИ:

ТАИНСТВО ЕДИНСТВА

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

В. С. Соловьев

«Однажды он увидел ее. До тех пор он не замечал женщин – был погружен в иные увлечения. Впервые увидев, он смотрел на нее, и знал, что она – его жена. Будущая жена. Она этого не знала. Она смотрела на другого. Но он был спокоен. Что с того, что сейчас она смотрит на другого? Ведь она предназначена ему. Она сама это поймет. А пока она не поняла, он все время был рядом, спокойно и властно удаляя все препятствия между ним и ею. И однажды, когда она беседовала с подругой, у нее вырвались слова, которых в ней до того мгновения не было, потому что она еще и не думала о нем: «Вот он, Сергей, – он мой муж»… Такова история рождения одной из семей… и не одной.

Любовь к человеку начинается в момент, когда вдруг прозреваешь его глубины, видишь его сущность, постигаешь ее всем своим существом.

Любовь… Это кипение чувств? То, что придает вкус жизни? Счастливая удовлетворенность быть любимым?

Но совсем иное говорит о любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (1 Кор. 13, 4-8).

Такая любовь приходит, когда, как пишет митрополит Антоний Сурожский, человеку вдруг открывается, что другой человек – это икона Бога. И вот появляется благоговейное отношения к иконе-человеку. Тогда, если говорить о супружеской жизни, она становится совместной иконописью: любовь восстанавливает затемненный образ Божий в супруге. Ведь во всяком человеке образ Божий затемнен скверной – скверными поступками, мыслями, воззрениями. Любовь омывает скверну святыми чувствами и святыми поступками. И с окончанием земной жизни такой брак продолжается в жизни вечной – взаимная связь супругов не утрачивается с наступившей на время смертью тела.

В совместной жизни раскрываются все силы супругов. Но раскрываются и все их недостатки, слабости, пороки. Брак установлен Богом как инструмент спасения от зла. Таких инструментов два: брак и монашество. Оба имеют одну цель: обучиться жить не для себя и не собой. Поскольку человек заражен грехом, а смысл греха – в себялюбии, то, оставаясь в одиночестве, человек легко разрастается в эгоистичное существо; ему требуется вступить либо в монашескую семью, либо в супружескую, чтобы научиться жить ради Других. Легко быть «святым» и хорошим в одиночестве, когда сам устанавливаешь для себя распорядок жизни, обслуживающий собственные интересы, даже, если эти интересы – не в потребностях тела и красоты, а интересы духовные. Но трудно быть святым, когда приходится соотносить свою волю с волей другого.

Брак – это путь в вечность, на котором соединяются два несовершенных человека, то есть два острых камешка. Они трутся друг о друга, и, стираясь, становятся гладкими. Острые края – это греховные качества. Источник всех греховных качеств – в любви к себе, самолюбии. Таким образом, брак – средство для сокрушения в себе своих греховных самолюбивых качеств об острые края другого человека. Спастись в жизнь вечную можно только, обтесав свои злые края: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24)

И поскольку мы коснулись греха и страдания, нужно посмотреть на них ближе. Христианство не считает страдания неотъемлемым свойством человеческой жизни. Страдания противоестественны бытию. Они вошли в мир только после грехопадения и изгнания из рая. Поэтому в бытии они временны. Христианин уже в земной жизни имеет средства для осмысления и преодоления страданий. Бог стал человеком, взял на Себя все его грехи, которые есть причина страданий, и этим Сам понес страдания вместо человека, заменив нас Собою. Потому, соединяясь с Ним, человек отдает бремя страдания Ему. Святые мученики в момент пыток ощущали, что со-страдают страданиям Христа на Кресте, и испытывали блаженную радость от этой совместности, так что радость заменяла собой боль. Значит, избавление от страданий приходит не путем изменения обстоятельств. Обстоятельства, вызывающие страдания, остаются, но Бог претворяет их в источник безгрешной радости.

Первый шаг пути отдачи страданий Христу – принятие причины своих страданий. Они появляются в результате отделения от Жизни, которая есть Бог. Эти разрывы с Жизнью кровоточат, появляется боль. Разрывы нуждаются и исцелении. Жизнь – это Христос. Чтобы соединиться с Ним, надо сначала признать свою вину: «Это я сделал, я разорвал». А потом отдаться Христу, Его милосердию и любви, который прощает сразу же, как скажешь: «Я виноват. Прости». Не нужно искупать вину – ни год, ни месяц, ни день. Любовь прощает сразу, даром.

Но драма человеческая в том, что душа человеческая вздыхает «прости», как правило, не искренно. Вздыхает не потому, что ощутила свою вину против любви, не потому что сокрушается о предательстве, а потому, что имеет корыстную цель: избавиться от страданий, например, или вернуть уважение к себе. «Чтобы мне стало легче, так и быть, скажу: прости», «Чтобы мне стать достойным уважения, скажу «прости». Человек, как правило, настолько закручен на себе, что видит только себя, не видит Другого, Его любовь, Его бытие, Его огорчение. Так в отношении с людьми, так и в отношении с Богом. И, хотя душа говорит «прости», но ради себя, а не ради общего бытия. Если «прости» говорится ради общего бытия, оно может быть сказано даже тому, кто виноват перед тобой, а ты перед ним нет. Но эгоистичное «Я» стоит несокрушимой преградой между мной и другим. Сокрушение камня «Я» и причиняет боль – страдания. Сокрушают «Я» тесные и трудные обстоятельства. Поэтому тем, в ком нет каменноподобного «Я», обстоятельства не причиняют боли – таковые радуются всегда. А кто испытывает боль, тот имеет крепкое эгоистичное «Я». И если захочет сокрушить его, то тяжелые обстоятельства примет как лекарство, которое открывает доступ к радостной общей совместной жизни, к уврачеванию разрывов; и когда камня на камне не останется от «Я», душа воздохнет искренно, обращаясь к Другому (Богу или человеку): «прости!»

Итак, на пути совместной жизни в браке могут быть утешения, радость, любовь от другого человека. А могут и не быть. Для христианина недостаточная любовь со стороны супруга не станет препятствием для общей жизни с ним, но тогда союз с таким человеком станет для него особым крестом, особыми обстоятельствами, сокрушающими эгоизм и спасающими для жизни вечной. Этот тяжелый крест дается тем, кто способен его понести.

Одним из способов соединения супругов в единое целое являются телесные отношения супругов. В браке, как в Таинстве, телесные отношения освящаются Христом, Который принял на Себя нашу плоть. Плоть христианина перестает быть его собственной плотью, и становится Христовой, наши тела – Христовы тела, принадлежат Ему: «…и вы не свои; ибо вы куплены дрогою ценою» (1 Кор. 6, 19-20). Мы куплены ценою Крови, которую Христос излил за нас в страданиях, а потом «влил» Свою святую кровь в наши тела через Причастие его Тела и Крови. И вот Христос, войдя в нашу плоть, освящает святостью Своей плоти телесную близость между супругами. Если супруги хранят связь со Христом, то их телесная близость может быть подобной молитвенному соединению с Богом, то есть высшей формой взаимного познания и взаимного благословения, счастьем соединения в одно целое, которое превосходит удовольствие от ощущений тела. Именно от молитвенной чистоты взаимного телесного соединения рождаются святые дети. Отношение же к телесной близости как к сексу приводит к разъединению, потому что основано на удовольствии для своей плоти. Грех действует в нас как сила разделения, противления. Грех в половых отношениях – это то, что не дает им стать действительным соединением. Эгоизм и похоть – два двигателя секса, и они же две главные помехи соединения в единство.



Единение.

«И сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1, 27).



«…и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть…» (Бытие 2, 24).

«Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их… посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Ев. от Матфея 19, 4-6).

Все три приведенные фразы Священного Писания говорят о том, что мужчина и женщина – одно тело, одно существо. В этом одном теле глава – мужчина, а женщина – тело.

Единение начинается с прикосновения душами, умом, чувствами. Завершается соединением в одну плоть. Чтобы состоялось единение в одну плоть, мужчина и женщина соединяются телесно. «Совокупление» – это святое библейское слово, происходит от слова «купно» – вместе; это святое соитие.

Соединение в единое существо требует благословения Отца Бога, поэтому предваряется благословением духовника и церковным венчанием. Для нехристианских пар свидетельством о вечности их намерений служит государственный брак, поскольку принятие на себя обязательств перед обществом выражает признание существования некоей священной обязанности; совершение брака с регистрацией также служит признаком того, что пара чувствует себя не атомом, «осколком из двоих», а частью единого организма людей. Любая телесная связь вне венчанного или государственного брака является блудной.

Блуд своей парадоксальностью призывает нас к тому, чтобы в него всмотреться. Начнем с неожиданного факта: при блудной связи происходит не легкое соприкосновение, а такое же единение в одну плоть, как у супругов, об этом удостоверяет Сам Господь: «...совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею, ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Коринфинам 6, 16). И вот человек, вместе с нарушением юношеского/девического или супружеского целомудрия, приобретает своему телу неотторжимую часть. Эта часть разрушает его связь и единство с законным супругом.

Видимо, запрет венчания для второбрачных в Церкви связан, в том числе, с наличием такого единения тел. Над второбрачными в Церкви совершается чин о второбрачных с покаянным содержанием, но не чин венчания. Исключение – когда для одной из сторон этот брак первый, ради ее целомудрия и совершается венчание. Под второбрачными Церковь понимает вдовцов и вдовиц. Третий брак в Церкви запрещен.

Даже если вдовство после законного супружества делает венчание неестественным, то что же говорить о драме блудной связи. Так как и блудная связь – это соединение в одно тело, то она является, по сути, браком, но самочинным, незаконным, противоестественным.

Получается, что если супружеская пара жила в государственном браке, потом уверовала, вошла в Церковь, и желает венчания, то благословенным ее венчание будет в случае, если соблюдено супружеское целомудрие, а до того – девическое/юношеское. Если нет – человек, к горю для себя и для Церкви, сделал себя непригодным для венца, а венец этот – мученический, и во время венчания поется песнопение, которое используется Церковью в дни памяти мучеников. Мученичество с греческого переводится как «свидетельство». Мученик свидетельствует пред всем миром о какой-то ценности, ради которой он терпит все неудобства жизни, и самую смерть.

Впрочем, Богом дан для нас великий дар Его любви – покаяние. При глубоком покаянии венчание, несмотря на потерю целомудрия, может стать благословенным. Покаяние исцеляет, восстанавливает разрушенное.

Однако не всегда быстро совершается покаяние; не сразу восстанавливается целомудрие. Для разных душ покаяние может оказаться путем различной длины. К покаянию мы вернемся позже, а здесь скажем, что о покаянии свидетельствуют не только личная совесть кающегося, но и духовник, если это не случайный священник, которому человек исповедовался по случаю, а тот, кто знаком с церковным путем кающегося. Так как непросто прийти к покаянию, то, пока в душе не совершился этот переломный момент, пока супруги не стали живой частью Церкви, можно благословенно жить в государственном браке, а если его не было, заключить его.

Наконец, после всего сказанного, важно понять, что венчание уместно только, если брачующиеся – живые части Тела Христова, то есть Церкви, пребывающие в совместности с Церковью-Матерью. Венчание совершается над теми, кто ощущает вечную жизнь как главную цель, и ради нее, этой высшей цели, готов терпеть скорбь. У тех же, для кого вечная жизнь стоит не во главе, кому важно счастье только в этой жизни, не найдется сил терпеть отсутствие любви со стороны близкого человека. Тогда брак распадется. Возможно, встретится другой человек, и нелюбимый уйдет к тому, кто его полюбит. И не найдется силы и аргумента остановить человека – ведь человек хочет счастья. И он имеет право на счастье.

И вот теперь остановимся на счастье. Что это?

Ощущение счастья неразрывно связано с ощущением смысла жизни. Животное никогда не задает себе вопроса о смысле жизни. Человек задает его до тех пор, пока не найдет удовлетворительный ответ. Ответ может быть возвышенным или примитивным, верным или ложным, но обязательно удовлетворяющим. Иначе человек не успокоится и продолжит поиск.

Чувство смысла жизни похоже на совесть: если человек живет по совести, совесть его не беспокоит, так если человек следует принятому им смыслу, вопрос о смысле его не мучит. Чувство смысла начинает тревожить человека, когда смысл в его жизни отсутствует, или когда он обнаруживает ложность прежнего своего смысла. Бессмысленность порождает отчаяние. Даже с примитивным смыслом жизни человек продолжает существовать, но полная утрата смысла приводит его к самоубийству. Энергия смысла имеет жизнеутверждающий характер, без этой энергии ни душа, не тело не могут быть здоровыми и энергичными. А вот насколько верно человек следует смыслу жизни, подсказывает ему чувство счастья. Чувство счастья заключается в удовлетворенности, что жизнь складывается согласно стремлениям и желаниям, заключенным в смысле жизни.

Смысл является потребностью духа человека, удовлетворяет жажду духа. Счастье является потребностью души человека, удовлетворяет ее жажду. И то, и другое подсказывают человеку, как он идет. Совесть подсказывает, что есть добро, и что – зло. Счастье подсказывает человеку, насколько верно он следует смыслу жизни и успешно его реализует.

Счастье, как и смысл, может быть истинным и ложным, это зависит от того, ложным или истинным смыслом оно порождается. Счастье от соответствия жизни высшему смыслу – крепко. Чувство счастья от удовлетворения невысоких смыслов, например, от купания в море, – недолго. Но, если человек осуществляет смысл, который он исповедует на данный момент, он ощущает счастье несмотря ни на что, каким бы малым он ни был. Когда счастье охватывает человека, оно с лихвой покрывает любые скорби. Но по-настоящему же счастлив тот, кто познал и реализует истинный смысл.

Поверхностный взгляд на христианство приведет к мысли, что христианство якобы заставляет человека выбирать между счастьем земным и вечным. Эта мысль происходит от невнимания. Христос не отрицает земного счастья. Наоборот, делает его полноценным. Он очищает понятие счастья от греховного, страстного, грубого, то есть эгоистичного содержания, а значит, от скоротечности счастья. Земные источники счастья конечны. Источники подлинного счастья вечны и неизменны. Подчас христианин получает на земле счастья столь много, сколь не получить неверующему. Но христианин всегда готов от него отказаться, потому что знает, что небесное счастье превосходит любое земное. Он знает это в опыте. В духовной жизни каждый христианин переживает моменты небесного блаженства. Не всю его полноту, а некую часть. Однако и эта частица превосходит все земное, доступное человеку. Из опыта этого небесного светлого счастья рождаются мученики, монахи, и просто честные христиане.

Христианство упрекают в пессимистичности. Это тоже от невнимания. Апостол Павел пишет: «Радуйтесь всегда о Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4). Апостол Петр говорит: «Радуйтесь радостью неизреченноею и преславною» (1 Пет. 1, 8). Сам Господь свидетельствовует: «…радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11). Весь Новый Завет говорит верующему: если ты не радуешься, не испытываешь счастье и радость от жизни, значит, с тобой что-то неладно; тебе нужно удалить грех, который им мешает.

Путь жизни тернист, узок, но радость не зависит от скорбных тесных обстоятельств, потому что радость – действие Божией благодати. Единственное условие радости – отсутствие стены греха между Христом и человеком. И здесь настало время вернуться к покаянию.

Твердо можно сказать, что трудности, постигшие в браке, неслучайны. Они даются как крест или как вразумление о прежних ошибках. Ведь человек сам выбрал союз с конкретным человеком. В чем была причина именно такого выбора? Что искалось в браке – земное удовольствие или вечные ценности? Или ничего не искалось, а горячая душа просто следовала своим порывам, или наоборот, бездумно и расслабленно плыла по течению, как ее несло? Соблюдено ли девическое/юношеское целомудрие? Соблюдена ли верность сообществу, родителям, родственникам, друзьям, выбранному пути, верность слову? Имелось ли родительское согласие, не разрушены ли отношения с родителями из-за выбора супруга? Не уведен ли супруг от другой женщины/мужчины? Есть ли аборты? Не обращался ли человек к помощи оккультизма, который всегда является связью с темной демонической силой? И прочее, и прочее.

Любая эгоистичная, неразумная, греховная промашка в начале пути приведет к отчужденности от своей жизни в дальнейшем. А ведь промашка – следствие выбора нашей воли, это наша промашка, наша вина. И даже незнание и неразумие происходят тоже от нашей вины – или от лени, или от равнодушия, или от презрения к правде.

Однако любой грех и последующее за этим искажение отношений можно исправить покаянием и возвращением к заповедям. Путь этот, как мы сказали выше, для большинства долгий и непростой, и требуется мужество, чтобы идти этим путем терпения. Однако есть души, способные в одно мгновение сокрушится в раскаянии, – они освобождаются сразу.

Итак, первый шаг на пути покаяния – осознать свою свободу. Осознание свободы, того, что сам делаешь выбор, а не обстоятельства велят, не «природа велит», и не «так получилось» – важный шаг в процессе взросления души. Человеку свойственно избегать этого взросления, потому что, где свобода – там ответственность. Сказать «я согрешил» – это принять ответственность на себя, обозначить, что это мой выбор, я сделал, а никто иной, и мне нести последствия. С принятием ответственности осваивается свобода. Не отвечает за себя раб, потому что делает не свою волю. Отвечает за себя свободный.

Второй шаг – открыть грех на исповеди. И не делать больше этого в своей жизни.

Третий шаг – терпеть последствия совершенного греха, то есть неустроенные жизненные обстоятельства, скорби. Терпением этих последствий, осознанием своей вины, мы исцеляем душу. Надежда на Бога и радостное ощущение Его любви утешают в трудностях, в горе. А после исцеления всегда приходит полнота радости и устроение жизни.

Есть еще одна тема в супружеском счастье. Некоторые люди при встрече с будущим супругом переживают отчетливое осознание, что этот человек – назначен ему. Это не увлечение красотой или, даже, близостью душ. А ясное понимание, что этот человек назначен в мужа/жену. В книге Ветхого Завета «Товит» описывается, как Товия, идя в Раги Мидийские по делу, перед самым городом был предупрежден ангелом, что в городе живет девушка, предназанченная ему Богом в жену. Товия помчался к дому этой девушки, в душе уже крепко любя ее, хотя еще не видел ее. Источник любви – в ощущении назначенности от Бога, то есть в доверии Богу, в любви Бога; источник нашей любви – в Божественной любви. К сожалению, подобный дар ощущать Промысел Божий освоен не многими.




Каталог: files -> 2017
2017 -> Холкина К. Д. (г. Ульяновск) Роль радио-коммуникаций в социализации молодежи
2017 -> Учебно-методические материалы к дисциплине «история и философия науки»
2017 -> Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
2017 -> Ключевые слова: Леонтьев, современная теория метода в ли- тературной критике to the Problem of Literary Critical Method of K. n. Leontiev
2017 -> Программа вступительного испытания
2017 -> Происхождение честного и животворящего Креста Господня


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница