Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста



страница1/5
Дата22.01.2018
Размер120 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4   5


Исследовательская работа на тему:


Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста

(на примере Сибирского института - филиала РАНХиГС)

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп: это социально-экономические, социально-психологические, психологические и психофизиологические факторы.

Проблема объективных и осознанных мотивов выбора будущей специальности и дальнейшее качественное обучение будущего специалиста – это характеристика, относящаяся одновременно к факторам выбора вуза потенциальными абитуриентами и к аккредитационным показателям. Последние дают профессиональную оценку деятельности вуза, а она зафиксирована документально и проявляется, как в оценке качества подготовки выпускников, так и их востребованности на рынке труда.

Все вышесказанное доказывает важность и актуальность изучения мотивов выбора абитуриентами специальности и вуза как общественной проблемы. Это связано с необходимостью преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим, главное назначение системы профориентации - влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов и, выбор жизненного пути молодежью.

Целью исследования было – проанализировать мотивы выбора вуза и специальности студентами первого курса как основу для профориентационной работы в школе и вузе и повышения успешности обучения; и разработать предложения по профориентационной работе с будущими абитуриентами и студентами вуза.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблемам исследования

2. Выявить мотивы выбора специальности и вуза студентами первого курса.

3. Оценить степень успешности обучения студентов специальности управление персоналом по итогам первого семестра в соответствие с мотивами выбора специальности (сентябрь- декабрь 2011-2012 учебного года)

4. По итогам 2 семестра оценить зависимость степени успешности обучения от мотивов выбора специальности (январь-май 2012 года).

5. Разработать рекомендации для профориентационной работы с выпускниками школ и студентами вуза.

Объект исследования – профориентационная работа как основа формирования мотивов выбора вуза и специальности абитуриентами.

Предмет исследования – мотивы выбора студентами 1 курса вуза и специальности.

Гипотеза исследования: в ситуации отсутствия профориентационной работы в школе и информированности выпускников школ, вероятно, невозможно ожидать объективного выбора специальности по мотивам стремления к творческой работе, интереса к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия, можно предполагать также невысокий процент успешности обучения и отсутствие стабильного интереса к будущей профессии.

Методы исследования: анализ документов, наблюдение, анкетирование.

Для изучения проблемы профориентационной работы автором исследования были изучены научные источники по проблемам исследования. Так, в социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации. В своей работе автор опирается на следующее определение:

А.Е. Голомшток определяет профориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии.1

И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека».2

Определение профориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».3

Сегодня, в условиях недостатка финансирования со стороны государства, образовательные учреждения сами должны искать новые концепции своей деятельности, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы и постоянно доказывать свою необходимость.

К основным базовым функциям образовательного учреждения добавляется ряд дополнительных, к числу которых относится формирование портфеля заказов вуза.

Вузы и их крупные филиалы перешли от режима выживания к активному поведению на рынке образовательных услуг, выявляя свои преимущества и выстраивая на них стратегии развития. Из структур, живших по законам административно-командной экономики, вузы превратились в активных игроков этого рынка, образовательные (реже научно-образовательные) корпорации с достаточно развитой структурой дополнительных образовательных услуг, менеджмента, маркетинга, связей с общественностью, с партнерами (работодателями, региональными властями, научными организациями, отечественными и зарубежными вузами и колледжами).

В этих условиях руководству вузов очень важны налаженные коммуникации и с абитуриентами; необходимо понимать, как абитуриенты совершают выбор вуза и специальности, какие специальности популярны, какие критерии принимаются во внимание при выборе вуза, кто принимает решение о выборе вуза и специальности. Другими словами, каждый вуз, выставляя достаточно обширный перечень образовательных услуг, старается привлечь наибольшее количество потребителей. В свою очередь, абитуриенты, выбирая вуз, решают для себя, насколько качественно эти услуги оказываются вузом.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, одним из главных становится конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда.

Конкурентоспособность и востребованность выпускника на рынке труда – это качественная характеристика, относящаяся одновременно к факторам выбора вуза абитуриентами и к аккредитационным показателям вуза.

Факторы, раскрывающие конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда делятся на 3 группы:

1. Внешние по отношению к вузу. Это социально-экономическая значимость данной профессии в обществе, профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижность.

2. Внутренние. Они непосредственно связаны с организацией учебного процесса, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, как следствие – определяют качество образования, напрямую влияющего на востребованность выпускника на рынке труда.

3. Личностная направленность обучающегося, его заинтересованности в получении знаний, умений и навыков в рамках выбранной специализации.

Таким образом, на основе анализа литературы, можно сделать вывод, что профориентационная работа в школе, на этапе выбора профессии – главное условие формирования устойчивых мотивов выбора профессии и вуза выпускниками, но участниками этой деятельности должны быть и вузы в том числе, занимая активную позицию привлечения выпускников.

С целью изучения мотивов выбора профессии первокурсниками автором было проведено исследование, в котором исследовании участвовали респонденты – студенты первокурсники Сибирской академии государственной службы, выборка по специальностям составила - 60 человек. Приняли участие в исследовании студенты всех специальностей вуза и факультетов

Респондентам была представлена разработанная автором анкета, в которой нужно было выбрать соответствующие мотивы выбора СибАГС из 13 возможных вариантов ответов. Выбрать можно было сразу несколько ответов.


Таблица 1. Факторы выбора вуза студентами-первокурсниками СибАГС на момент поступления в 2011 г., %




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница