Московский патриархат



Скачать 245.89 Kb.
страница1/4
Дата14.05.2018
Размер245.89 Kb.
ТипПедагогическая практика
  1   2   3   4

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ


УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯЩЕННОМ СИНОДЕ

Вариант 1 для практической проверки.

Разработан участниками семинара-совещания

«Педагогическая подготовка в семинариях».

18 марта 1999 года

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


“ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА”


для Духовных Семинарий

Русской Православной Церкви

г. Сергиев Посад, 1999 г.

Программа


учебного курса “Православная педагогика”

( “Педагогика и психология” по учебному плану,

принятому Священным Синодом )

для Духовных Семинарий Русской Православной Церкви



Основные блоки программы

I

Введение


II

Исторический блок

III


Теоретический блок



IV

Практический блок

V

Педагогическая практика

VI

Перечень вариативных спецкурсов

VII

Перечень контрольных работ и требования к их написанию

VIII

Вопросы для экзамена

IX

Словарь педагогических терминов

X

Перечень обязательной и дополнительной литературы

Пояснительная записка

Изучение педагогической дисциплины в Духовных Семинариях было введено решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

В последние годы в обществе возникла потребность в привлечении церковнослужителей к образовательной деятельности, которая выражается в участии священника в педагогическом процессе государственных и негосударственных учебных заведений. Появилась особая потребность в просветительской деятельности, ориентированный на духовное и нравственное воспитание общества, восстановление традиционного уклада жизни россиян и дальнейшее его развитие. Возрождение приходской жизни потребовало от священника организации в различных формах воспитательной, образовательной и просветительской деятельности.

В процессе изучения учебного курса “Православной педагогики” решаются следующие задачи: подготовка будущих священнослужителей к практической педагогической деятельности на приходе и в образовательных учреждениях различного типа; раскрытие педагогического аспекта пастырской деятельности как особого церковного послушания; наполнение конкретным содержанием социального служения Церкви.

Программа включает следующие основные блоки: “теоретический и исторический”, “семейная педагогика”, “приходская педагогика”, “школьная педагогика”, ориентированные на получение теоретически обоснованного опыта педагогической деятельности.

В результате процесса обучения студенты должны: знать традиции отечественной православной педагогики; владеть основными приемами педагогической работы на приходе, в семье, в образовательных учреждениях; уметь организовать и направить деятельность приходских образовательных учреждений; иметь представление о программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; практически использовать богословские знания в учебно-просветительской деятельности.

Особенность преподавания педагогики в духовных школах заключена в том, что проблемы духовно-нравственного становления человека рассматриваются во всех учебных курсах, изучаемых в духовной семинарии, в отличии от педагогических вузов, где эти проблемы рассматриваются в основном только в рамках гуманитарных дисциплин. Это позволяет в духовных школах достичь поставленных целей с меньшими временными затратами.

Курс педагогики для духовных семинарий является практически ориентированным.

Предлагаемая программа составлена с учетом опыта работы большинства современных духовных школ Московского Патриархата Русской Православной Церкви и предполагает наряду с аудиторными занятиями пассивную и активную педагогическую практику в образовательных учреждениях различного типа.



Учебно-тематическое планирование курса


Наименование разделов и тем


Все-го

ча-сов


Лек-ции

Семи-нары, прак-тику-мы

I.

Введение

4

4

-

I.1.

Определение сущности и специфики православной педагогики. Место православной педагогики в пастырском служении и в системе богословских дисциплин

2

2

-

I.2.

Цель, задачи и принципы православной педагогики. Основные понятия православной педагогики

2

2

-

II.

Исторический обзор основных педагогических течений с православной точки зрения

12

12

-

II.1.

Проблемы воспитания и образования в свете Божественного Откровения

2

2

-

II.2.

Проблемы педагогики в творениях святых отцов

2

2

-

II.3.

Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви

2

2

-

II.4.

Педагогические аспекты в русской религиозной философии

2

2

-

II.5.

Деятели народной школы

2

2

-

II.6.

Православное рассмотрение течений неправославных педагогических течений

2

2

-

II.7.

Педагогическое наследие святителя Феофана Затворника

(названный семинар может быть проведен вместо одной из лекций, предложенной преподавателем для самостоятельного изучения студентами)



-

-

2

III.

Теоретические основы православной педагогики

14

14

-

III.1.

Антропологические основы православной педагогики. Основные периоды жизни человека

4

4

-

III.2.

Церковь и воспитание

2

2

-

III.3.

Возрастная педагогики с точки зрения христианской антропологии

4

4

-

III.4.

Православное понимание процесса обучения

2

2

-

III.5.

Формы и методы православного образования

2

2

-

IV.

Практическая педагогика










IV.1.

Пути и средства становления православного мировоззрения

4







IV.2.

Основные особенности работы с детьми различного возраста

6




2

IV.3.

Проблемное обучение

10




2

IV.4.

Православное воспитание в семье

4







IV.5.

Православное воспитание и обучение в условиях современной приходской жизни. Воскресная школа

6




2

IV.6.

Организация летнего отдыха детей

4




2

IV.7.

Духовно-просветительская деятельность в светских образовательных учреждениях и ее правовые основы

4




2

IV.8.

Социальная педагогика

4




2

V.

Педагогическая практика










V.1.

Пассивная практика. Ознакомление с опытом педагогической деятельности в воскресных школах светских образовательных заведений различного типа коррекционных учреждениях










V.2.

Активная практика. Работа под руководством наставника, выбор специализации, стажировка










VI.

Вариативные спецкурсы










VI.1.

Практикум педагогического мастерства










VI.2.

Педагогическая психология










VI.3.

Возрастная психология










VI.4.

Практическая психология










VI.5.

Коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой психического развития, наркоманией, алкоголизмом, половой распущенностью, девиантным поведением










VI.6.

Церковное краеведение.

Тематика и объем спецсеминаров определяется наличием воцерковленных специалистов и возможностями учебного плана.

Учебная программа спецкурса рассматривается на заседании кафедры или методической комиссии, утверждается советом духовной семинарии и высылается в учебно-методический кабинет учебного комитета
















Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница