Московский Народный Банк



Скачать 312.5 Kb.
страница1/71
Дата23.07.2018
Размер312.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


Александр Рашковский
Вятские театры в журнальной и архивной мозаике.

От составителя.
Когда просматриваешь материалы российских журналов и архивов, то попадают очень любопытные данные по богатейшей театральной истории нашего края. Многие из них, несомненно, представляют большой интерес для будущих исследователей и всех интересующихся историей. В мозаике выделены особо интересные материалы.

1871 год.


Из рапорта Вятского полицмейстера от января 1871 года. «С апреля 1870 года в Вятке находится труппа актеров под управлением писца 2 разряда Богдановского (сценическое имя – Мерянский). Театр помещается в частном доме купца Якова Прозорова, который отдан без вознаграждения. Из всей труппы только антрепренер Мерянский порядочный актер, остальные же плохи».

(ГАКО, ф.582, оп.26, д.209, л.3).


1872 год.

Из рапорта Вятского полицмейстера от 23 ноября 1872 года. «Театр в Вятке помещается в наемном доме купца Прозорова. В настоящем году труппа из 21 актера, находящаяся под управлением Александра Даниловича, давала представления с 7 по 28 января, 23 и 25 апреля, 21 и 24 мая, 21 и 24 июня, 2 и 10 июля. Общий отзыв публики об артистических достоинствах этой труппы и сценическом исполнении пьес удовлетворителен. В настоящее время труппа выехала из Вятки. Здание театра остается свободным».

(ГАКО, там же, л.8).
1874 год.

Из рапорта Вятского полицмейстера от 12 ноября 1874 года. «Театр в Вятке помещается в наемном доме коммерции советника Якова Прозорова. В настоящем году труппа из 15 актеров находилась под управлением коллежского секретаря Граве (по сцене – Дружинина), а потом перешла под управление губернского секретаря Спирина (по театру – Брянского). Представления даются с 22 сентября, и будут продолжаться до Великого поста 1875 года. Общий отзыв публики удовлетворительный».

(ГАКО, ф.582, оп.26, д.209, л.12).

1881 год.


Рапорт Вятского полицмейстера от 8 апреля 1881 года о том, что мещанин Радомской губернии Игнатий Венедиктович Куренко просит разрешить на площади перед Александровским садом в представлении праздника Святой Пасхи гигантские кегли и другие незапрещенные игры рядом с его балаганом.

(ГАКО, ф.582, оп.27, д.66, л.5-8).


Рапорт Нолинского исправника от 25 ноября 1881 года о том, что любителями сценического искусства будет дан спектакль из следующих пьес:

- комедия Н.В. Гоголя «Женитьба»;

- водевиль Тарновского «Мотя».

В спектакле участвует мировой судья Курбановский, исполняющий роль экзекутора Яичницы.

(ГАКО, ф.582, оп.27, д.66, л.22).
Рапорт Нолинского исправника от 9 декабря 1881 года о том, что в городе будет дан спектакль из пьесы Дмитрия Фонвизина «Недоросль» и водевиля Соловьева «Что имеем, не храним, потерявши плачем».

(ГАКО, ф.582, оп.27, д.66, л.23).

1885 год.
Письмо председателя Совета владельцев Вятского концертного зала в адрес губернатора (почетного председателя общества) от 15 марта 1885 года.

(ГАКО, ф.582, оп.33, д.82, л.1).

Правила отдачи в аренду Вятского концертного зала. Правила подписаны В. Колчиным, В. Шубиным, А. Прозоровой, И. Прозоровым, Кузминой-Караваевой.

(ГАКО, там же, л.6а-7).

Проект контракта Совета общества с антрепренером, губернским секретарем Александром Ивановичем Соколовским.

(ГАКО, там же, л.8).

Акты осмотра здания Вятского концертного зала и строительных работ 14 августа 1885 года с участием архитектора В.М. Дружинина.

(ГАКО, там же, л.14-16).

Проект контракта общества с антрепренером Спиридоном Гавриловичем Бабош-Королевым от 1 октября 1885 года.

(ГАКО, там же, л.19).


Рапорт Уржумского исправника от 31 октября 1885 года о том, что в городе Уржуме и уезде театров нет.

(ГАКО, ф.582, оп.33, д.161, л.2).

Рапорт Вятского полицмейстера от 14 ноября 1885 года с описанием истории Вятского концертного зала.

(ГАКО, там же, л.8).

Рапорт Нолинского исправника от 13 ноября 1885 года о спектакле приезжих актеров в доме купца М.Л. Машковцева.

(ГАКО, там же, л.9).


1886 год.
Сообщение о выступлении в Вятке 8 октября 1886 года любителей города Слободского 20 апреля 1886 года в пользу бедного семейства Г. Осипова. Ставились комедия Г.Д. «От преступления к преступлению» и пьеса Куликова «Водевиль с переодеванием».

(ГАКО, там же, л.15).

Сообщение о спектакле в Холуницком заводе 20 апреля 1886 года в зале дома А.Ф. Поклевского-Козелл в пользу бедных семейств. Ставились комедия А.Н. Островского «На бойком месте» и водевиль Михаила Федорова «Вспышка у домашнего очага».

(ГАКО, там же л.19).

Сообщение о спектакле в городе Глазове 27 апреля 1886 года в доме В.Н. Платунова. Ставились комедия Н.В. Гоголя «Женитьба» и водевиль С. Бойкова «Купленный выстрел».

(ГАКО, там же, л.20).

Сообщение о спектакле в театре города Елабуга 20 апреля 1886 года, даваемом актерами Вятского городского театра С.Г. Бабош-Королевым, В.А. Немировым, А.И. Бабош-Королевой и А.П. Ламоновой-Немировой. Ставилась драма Д.В. Гарина «Сейчас мой выход». Играл оркестр под управлением Е.М. Курского.

(ГАКО, там же, л.30).

Сообщение о спектаклях в театре города Елабуга 7 и 11 мая 1886 года, даваемых группой артистов Казанского театра.

7 мая ставилась комедия А.Н. Островского «Светит да не греет» и водевиль «Откликнулось сердечко». 11 мая – комедия Л.Н. Антропова «Блуждающие огни» и шутка Д.А. Мансфельда «Не зная броду – не суйся в воду».

(ГАКО, там же, л.34-35).

Сообщение о спектакле в селе Укан Глазовского уезда 15 мая 1886 года в день коронования ИХ Императорских Величеств. Исполнялись гимн «Боже, царя храни» и комедия А.Н. Островского «Доходное место».

(ГАКО, там же л.37).

Сообщение о спектакле в городе Глазове 30 мая 1886 года в доме В.Н. Платунова. Ставилась драма П. Джиакометти в переводе А.Н Островского «Семья преступника».

(ГАКО, там же, л.40).

Сообщение о концертах в Манеже города Слободского 25 и 30 июня 1886 года тенора Петербургской оперы И.А. Михайлова с участием Е.Н. Никитиной, Г.Н. Пинегина и Г. Минского.

(ГАКО, там же, лл.44, 49).

Сообщение о концерте в зале Нолинского духовного училища 6 июля 1886 года тенора Петербургской оперы И.А. Михайлова.

(ГАКО, там же, л.50).

Сообщение о выступлении в Александровском саду города Елабуга 17 августа 1886 года профессора магии М.Р. Ясинского.

(ГАКО, там же, л.52).

Сообщение о спектакле в городе Глазове 31 августа в доме В.Н. Платунова. Ставились комедия А.Н. Островского «Волки и овцы» и водевиль Тарновского «Мотя».

(ГАКО, там же, л.53).

Сообщение о концерте в Александровском саду города Елабуга 18 августа 1886 года комика-куплетиста Гебгард-Женского и жокея Роберта Савальского.

(ГАКО, там же, л.56).

Сообщение о концерте в зале гражданского клуба Вятки 17 апреля 1886 года исполнительницы романсов А.И. Балакшиной.

(ГАКО, там же, л.63).

Сообщения о спектаклях труппы драматических артистов и оперы-буфф под управлением С.Г. Бабош-Королева в 1886 году в Вятском городском театре.

14 октября комедия А.Н. Островского «Без вины - виноватые» и комедия с куплетами «Зачем иные люди женятся?».

16 октября оперетта Зуппе «Прекрасная Галатея».

17 октября семейная драма В. Александрова «На жизненном пиру».

19 октября драма И.В. Шпажинского «Кручина».

20 октября мелодрама П. Востокова «Бродяги».

22 октября драма Ю.Г Зависецкого «Ложь».

24 октября опера-буфф Оффенбаха «Птички певчие».

26 октября комедия А.Ф. Федотова «Волк».

27 октября комедия Н.И. Чернявского «Гражданский брак».

28 октября драма Василенко-Петрова «Парижские нищие».

30 октября фарс Оффенбаха «Тромбальказар» и бенефис Н.И. Дубровского.

31 октября опера-буфф Луи Варнея «Три мушкетера».

2 ноября комедия Е.Е. Королева «Карьера».

4 ноября драма Н. Соловьева «Медовый месяц».

6 ноября комическая опера Эдмона Одрана «Красное солнышко».

7 ноября драма Мазенталя из еврейской жизни «Дебора».

9 ноября драма-опера Скриба «Жидовка».

11 ноября водевиль Д.Т. Ленского «В людях ангел, не жена, дома с мужем сатана».

14 ноября комическая опера Зуппе «Боккаччо».

16 ноября комедия А.Н. Островского «Бедность не порок».

19 ноября опера Станислава Монюшко «Галька».

21 ноября драма А.Д. Лаврова «Кровь и золото».

23 ноября комедия П. Штеллера «Ошибки молодости».

24 ноября опера-буфф Лекока «Зеленый остров».

25 ноября феерия Д.А. Беркутова и С. Иванова «Кудесник Шестнадцатого столетия».

27 ноября драма Вильде «Ветерок».

28 ноября оригинальная комедия С.М. Нестерова «Веселенькие пейзажи».

30 ноября драма Гедеонова «Смерть Ляпунова».

2 декабря комедия А.И. Сумбатова «Муж знаменитости».

4 декабря оперетта М. Ярона «Нищий студент».

7 декабря комедия Виктора Александрова «Змей Горыныч».

8 декабря драма А.И. Сумбатова и В.И Немировича-Данченко «Соколы и вороны».

9 декабря комическая опера Планкета «Корневильские колокола».

11 декабря драма А.И. Пальма «Грешница».

14 декабря комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

16 декабря драма А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет».

18 декабря комедия А.Н. Островского «На всякого мудреца – довольно простоты».

19 декабря комедия Тихонова «Через край».

21 декабря опера-фарс Оффенбаха «Орфей в аду».

27 декабря интермедия-фарс «Ба! Знакомые все лица».

28 декабря драма Эмиля Золя «Волчья пасть».

29 декабря пьеса «Русская свадьба».

(ГАКО, там же, л.64-137).
Из Вятки. «На сцене Вятского театра подвизается товарищество опереточных и драматических артистов под управлением господина Стенина. Оно ничем не отличается от обычной антрепризы, и уже понесло значительные убытки. Равнодушие публики объясняется неудовлетворительным составом труппы. Из практики последних шести лет, в течение которых на Вятке перебывало целых пять трупп: господина Васильева, господина Соколовского, господина Бабош-Королева (два раза) и товарищество Бельского, с успехом заканчивали сезон только те труппы, которые по составу были удовлетворительны. Плохие же потерпели фиаско».

(Журнал «Артист», 1890, №7, с.197).


Из Слободского. «6 декабря 1892 года в помещении Манежа кружком любителей был дан спектакль – комедия «Сорванец». Госпожа Марасанова в роли Любы была очень недурна и оставила хорошее впечатление. Госпожа Мышкина прекрасно исполнила роль Маланьи. 11 апреля 1893 года шли драма «Блестящая партия» и водевиль «Медведь сосватал».

(«Дневник артиста», 1893, №7, с.26-27).


Из Вятки. «До сих пор в местном театре прошли следующие пьесы:

  • «Грех и беда, на кого не живет»;

  • «За монастырской стеной»;

  • «Мертвый сильнее живого»;

  • «В неравной борьбе»;

  • «Ограбленная почта»;

  • «Материнское благословение»;

  • «Наши адвокаты»;

  • «Каширская старина»;

  • «Разрушение Помпеи»;

  • «Две сиротки»;

  • «Бешеные деньги»;

  • «Чародейка»;

  • «Листья шелестят»;

  • «Парижские нищие»;

  • «Хижина дяди Тома»;

  • «Воровка детей»;

«Столичный воздух»;

«Вторая молодость»;

«Ванька-ключник»;

«Лесной бродяга»;

С 3 ноября начались бенефисы.

Первым был бенефис г-на Громова. Был поставлен «Велизарий». Сбор был около 340 руб.

10 ноября был бенефис г-жи Александровой. Была поставлена «Жар-птица». Бенефис прошел так неудачно, что даже не покрыл расходы.

24 ноября в бенефис г-на Калинникова была поставлена новая пьеса «Гибель Содома». Сбор, несмотря на недоверчивость вятской публики к новым пьесам, был около 200 руб. В пьесе выступили местные любители: А.А. Прозоров в роли Вейса и В.Ф. Романов в роли старика Яникова. Пьеса завоевала солидный успех».

(Журнал «Артист», 1893, №26, с.185).
Из Елабуги. «Около 30 лет у нас существует нечто вроде любительского драматического кружка. Спектакли даются в бывшем соляном амбаре, который служит иногда и благотворительным целям. Так, например, в зиму 1892-1893 годов здание было занято бесплатной столовой купца Стахеева.

В нынешнем сезоне 1892-1893 годов наши любители поставили шесть спектаклей, некоторые из которых довольно удачны. Шли пьесы:



  • «Соколы и вороны»;

  • «От преступления к преступлению» и «Заварила кашу, расхлебывай»;

  • «Жертва за жертву» и «Отставка»;

  • «Забубенная головушка» и «Вам такие сцены незнакомы»;

«Светит да не греет»;

«Домовой шалит», «Клин клином вышибают» и «Букет».

Сборы всегда полные. В этом году валовой сбор достиг 1200 руб., что очень много для такого маленького городка. На эти деньги был куплен рояль в клуб (200 руб.), так как в прошлом году мы остались без оркестра.

90 руб., с одного спектакля, потрачено в пользу бедных учеников реального училища. Остальное будет израсходовано на улучшение театральной обстановки и на пополнение театральной библиотеки».

(Журнал «Артист», 1893, №28, с.186).
Из Слободского. «Театр у нас возник давно, и он имеет почтенное прошлое. Нарождение театра последовало в 1860-х годах, когда умственная жизнь в городе Слободском находилась в зародыше. Первое время наши артисты подвизались на сцене в каком-то грязном помещении казармы. Тут испытывались лишения: отсутствие гигиенических условий помещения, декораций, полная неприспособленность помещения. Однако, спектакли публикой посещались, хотя добрая половина общества к спектаклям относилась крайне враждебно. Но, тем не менее, сбор достигал иногда 100 руб. Перед нами лежат две афиши 1862 года. Из них видно, что любители предпочитали водевили и шутки. Тот и другой спектакли давались в пользу бедных. Давались сначала водевили «Утка в стакане воды», Приключения на искусственных водах» и Глава старого романа», а затем «Выдал дочку замуж», «Елена, или она замужем», «Средство выгонять волокит». Исполнителями были господа Янковский, Платуновы, Машковцевы и М.Н. Косарева, которая особенно хорошо исполняла свои роли. По отзывам лиц, участвовавших в спектаклях в 1862 году, первое время осуществление театра представлялось чрезвычайно трудным, ввиду абсолютного равнодушия тогдашнего общества. Сбор не превышал 100 руб., а иногда и 50 руб.

Ко второму периоду развития театра следует отнести время 1870-х годов, когда здесь был уездным исправником Яцковский, которым положено немало труда к лучшей постановке театра.

К третьему периоду следует отнести время 1880-х годов покойного лесничего П.С. Дурасова, который сделался душой кружка. Дурасов предпочитал пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди – сочтемся». Ставились иногда и пьесы господина Соловьева. Исполнение шло дружно, всегда проходило полным ансамблем, давая прекрасный сбор от 150 до 250 руб.

К четвертому периоду, самому цветущему, следует отнести время Н.А. Сундстрем (1887-1892 годы). Благодаря ее деятельному участию совместно с любителями-артистами, спектакли давались очень часто и давали прекрасные сборы до 200 руб. Ставились пьесы А.Н. Островского, Соловьева и водевили. За это время было сделано 15 спектаклей. К сожалению, энергичная руководительница наших любителей госпожа Сундстрем уехала из города. После ее отъезда, деятельность кружка стала менее оживленной. В последний раз – 4 февраля 1893 года – шла пьеса А.Н. Островского «Тяжелые дни», но уже с меньшим успехом. Из исполнителей более других выделялись господа Александров и Шитов (старый любитель, исполняющий роли простаков), а, также, госпожи В.О. Марасанова, А.Н. Мышкина, Е.В. Жаворонкова и другие.

Вообще наш театр обладает всеми средствами к тому, чтобы дело сценического искусства было поставлено на твердую почву. В его распоряжении имеется бесплатное помещение и сносные декорации. Главное, чтобы любители прониклись желанием серьезного служения искусству, тогда выиграют и артисты и публика. К тому же, к услугам здесь всегда полный оркестр музыки, управляемый опытной рукой Е.П. Распопова. Оркестр этот настолько правильно сформирован, что не оставляет желать лучшего. Пьесы исполняются прекрасно и добросовесно».

(Журнал «Артист», 1893, №28, с.194-195).


Заявление члена-учредителя Вятского музыкально-драматического общества А.А. Прозорова от 10 октября 1895 года с просьбой об утверждении устава общества.

(ГАКО, ф.582, оп.74, д.125, л.1).

Проект Устава Вятского музыкально-драматического общества с подписями всех его 37 учредителей.


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница