Московский государственный



страница1/9
Дата01.08.2018
Размер191 Kb.
ТипУчебный план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





Учебный план дисциплины
Введение
Нашему времени присуща сложность и уникальность общественных отношений. Социальные изменения набрали большую динамику, их результаты противоречивы: меняется социальная структура, формы собственности, иными становятся взаимосвязи и ценностные ориентации людей. Многое из того, что прежде полагалось правильным, в новых условиях оказывается неточным, а порой и ошибочным. Тенденции современной общественной жизни глубоко не осознаны. Люди, не имеющие мировоззренческих убеждений, в такой ситуации могут терять ориентиры, не понимать суть событий, делать неверный выбор. Так часто бывает в эпоху крутых перемен. Обществу дорого обходится дефицит новых знаний, растерянность перед масштабами социальных и профессиональных проблем.

Социальная реальность, если она не познана, не может изменяться в желаемом для нас направлении. Но познав социальные закономерности, люди вносят в условия их проявления новые компоненты и тем самым изменяют их действие, расширяют свою свободу и сферу реализации своих возможностей. Социология способствует этому на основе научных знаний об обществе, его структурных элементах и личности, позволяет выстроить разрозненные сведения о социальной действительности в стройную систему, понять суть отношений в социуме, выработать критерии оценки явлений жизни, научиться руководствоваться ими, осуществлять самостоятельный выбор способа жизнедеятельности согласно нормам морали и права.

Общество является объектом познания всех гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Это, например, история, философия, политология, экономическая теория, этика и др. Каждая из наук изучает не всю противостоящую ей реальность, а лишь определенную её сферу, определяемую спецификой (предметом) конкретной науки. Иные же сферы исследуются как взаимосвязанные. Своеобразие социологии среди других наук об обществе проявляется в том, что она изучает функционирование и развитие общества сквозь призму социальных процессов, отношений, составляющих основное содержание такой социальной реальности, как социум. Взаимодействие нескольких индивидов – это уже социум. Чем их больше, тем сложнее система связей и отношений между ними.

Гражданская авиации тесно связана с отношениями людей, с личностным фактором. На первый взгляд в ней все сосредоточено в полете. Все это так. Но известно и то, что час полета воздушного судна – это восемьдесят часов подготовительной работы аэродромного персонала, которому ошибаться нельзя. За всем этим стоят многочисленные коллективы, люди разных специальностей, их знания и компетенции, духовные устои, материальная обеспеченность, социальные условия, осознание своей ответственности за безопасность полетов, за жизнь людей. Социология своими средствами способствует познанию и налаживанию отношений людей в процессе их взаимодействия, должного формирования человеческого фактора.

Предметом изучения дисциплины «Социология» является общество как система, как целостность общественных отношений, внутренние связи, которые определяют конкретные взаимодействия социальных общностей, личности и общества в состоянии динамики и статики.

В процессе изучения дисциплины студентам необходимо изучить социальную структуру общества, его интегрирующие факторы как целого и его структурных элементов, динамику функционирования социальных групп и организаций, технологии разрешения социальных конфликтов. Важно освоить базовые ценности личности, приобрести способности в социальной ориентации, в выборе верной жизненной позиции.


Организация работы студента по изучению дисциплины

Согласно учебному плану социология изучается на 2-м и 4 курсах. Изучение дисциплины завершается для студентов специальности «менеджмент» экзаменом, для остальных – зачетом.

Изучение дисциплины предполагает следующую организацию учебного процесса:

В лекциях изучаются основные проблемы тем, обобщаются важней­шие положения и делаются выводы по актуальным вопросам современного общественного развития.

Семинары способствуют закреплению и углублению знаний студентов, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, формированию диалектического мышления и умения изложить устно своё видение проблемы, применить методологию предмета к анализу актуальных вопросов социальной действительности. Важно научиться на семинаре свободно излагать свои мысли не читая текста, а пользуясь планом, тезисами выступления. Само по себе такое умение не приходит, оно формируется практикой. Значит, на семинаре надо быть активней, чаще выступать, в дискуссиях оттачивать логичность, научную обоснованность и быстроту мышления, способность обобщать, делать выводы.

Ценна не сама по себе способность закрепить в памяти сведения из лекций и текстов, а умение понять их смысл, выявить свое отношение к ним, распознать их пользу в своей жизнедеятельности. Образно об этом Мишель Монтень писал так: «Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком поглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и формы того, что надлежало сварить, значит, он не выполнил своего дела».1 Так обстоят дела и с мышлением. Его развитие – задача каждого дня. Нельзя идти по взрослой жизни с помогами. Важен самостоятельный выбор, а если он не по силам, по крайне мере, лучше остаться в сомнении.

Залогом успешного освоения курса является самостоятельная работа студента. Её успешность обеспечивается комплексом мероприятий, основными из которых являются следующие:


  • предварительное изучение учебной программы дисциплины;

  • внимательное прослушивание лекций и их осмысленное конспектирование

  • изучение и анализ рекомендованной литературы;

  • выяснение неясных вопросов и терминов с помощью справочной литературы и словарей;

  • активное обсуждение теоретических и практических вопросов на семинарских занятиях;

  • написание контрольных работ и рефератов;

  • правильное распределение учебного времени на занятия с преподавателем и на самостоятельную познавательную деятельность.

Самостоятельная работа будет более плодотворной, если ей придаётся целенаправленный характер, если она организуется на научной основе. Научная организация самостоятельной работы предполагает:


  • чёткое планирование и рациональное распределение учебного времени;

  • целенаправленность и сознательную активность в изучении программного материала, творческий поиск более совершенных способов овладения знаниями, использование, при наличии возможности, телекоммуникационных линий;

  • систематичность и последовательность;

  • постоянное соблюдение гигиены умственного труда;

  • самоконтроль и критическую оценку своих знаний.

Планирование - главная предпосылка наиболее целесообразной организации умственного труда. Чтобы правильно спланировать самостоятельную работу, необходимо проанализировать программу и списки рекомендованной литературы, во всех деталях представить себе объём учебного материала, учесть временное прохождение предмета в университете, сроки написания контрольной работы, расписание проведения лекций, семинаров и контрольных мероприятий.

Планирование самостоятельной работы по социологии неотделимо от изучения других дисциплин и является составной частью единого плана самостоятельной работы по всем предметам. План лучше всего составлять на семестр, а затем уточнять его каждый месяц, неделю. Это позволит довольно точно определить объём самостоятельной работы, правильно распределить время по предметам с учётом других видов занятости. Важно в конце каждой недели проверять выполнение намеченного плана, вносить необходимые изменения и дополнения.

План является формой самодисциплины труда, определённой гарантией того, что все виды учебной нагрузки будут выполнены качественно и в намеченный срок. Отклонение от запланированных сроков отрицательно сказывается на выполнении отработки программных требований других дисциплин. Это связано с тем, что студент одновременно изучает несколько предметов. Отсюда технология личной работы, её организация должна отвечать основной идее научной организации труда – максимальный эффект при минимальной затрате времени. Это значит, что в любом труде, в том числе и учебном, необходимо выработать такие методы и такой ритм, которые позволили бы выполнять тот же объём работы, что и раньше за более короткий срок.

Высокая продуктивность умственного труда во многом зависит от рационального режима, нормальных условий работы, выбора оптимального соотношения времени для работы и отдыха.

При организации личной работы следует учитывать свои физиологические данные и особенности умственной деятельности, т.к. человеческий организм по-разному реагирует на физическую и умственную нагрузку. Существует суточный цикл работоспособности человека: наибольшая производительность наблюдается в утренние часы – с 8 до 12, с 16 до 20 часов наступает повторное повышение умственной работоспособности. Наименьшая работоспособность отмечается в период между 14 и 16 часами, а также с 20 до 22 часов. Отсюда понятно, что учитывая закономерности биологической суточной ритмичности, целесообразно заниматься самостоятельной работой с 16 до 20 часов (если утренние часы заняты). В дни, которые могут полностью быть посвящены самостоятельной работе и консультациям, заниматься лучше с учётом суточного цикла.

Важнейшая слагаемая самостоятельной работы – чтение. Научиться работать с книгой, значит уяснить сущность изучаемых произведений. Один из крупных специалистов в области методики С.И. Поварин писал, что работа с книгой требует: 1) сосредоточиться на том, что читаешь; 2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая "мелочи"; 3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчётливо, это помогает выработке ясности собственных мыслей; 4) мыслить последовательно; 5) воображать ярко и отчётливо, как бы переживая то, что читаешь. 2

Различаются следующие основные виды чтения:


  1. Штудирование – сравнительно медленное чтение литературы, сложной для понимания. При штудировании студенту приходится неоднократно возвращаться к прочитанному материалу с целью его глубокого осмысливания.

  2. Сплошное чтение – это чтение всего произведения с выпиской отдельных положений, фактов, цифрового материала, таблиц, графиков.

  3. Выборочное чтение – это чтение, при котором прочитываются отдельные разделы, главы произведения, сочтённые важными и интересными места.

  4. Беглое чтение – применяется при ознакомлении с произведением, о ко­тором необходимо иметь самое общее представление.

Самостоятельная работа над книгой не бывает одинаковой у всех студентов. У каждого из них вырабатываются свои приёмы и методы чтения. Но, тем не менее, сформировались некоторые общие требования к освое­нию литературных источников. Прежде всего, читать следует осмысленно, продумывать читаемое. Не должна пугать имеющая место слож­ность изложения текста. Этого не следует бояться и откладывать кни­гу в сторону. Непонятное на первый раз будет понятным при повтор­ном чтении, при нахождении связи с другими прочитанными книгами, с ре­альными фактами жизни. Известный русский педагог К.Д. Ушинский определил, что главное в чтении – понимание прочитанного, продумывание того, о чём говорится в книге. Он писал: «Учение есть труд и должно остаться трудом, но тру­дом полным мыслями». 3

Работа над книгой – работа с карандашом в руках. Запись прочитанного дисциплинирует читателя, облегчает его умственный труд, мобилизирует внимание, помогает выявить главное и запомнить его. Вместе с тем запи­си как бы контролируют восприятие прочитанного, предохраняют от воз­можных неточностей и вместе с тем тренирует ум в способности обобщения, кратких формулировках сути освоенного материала.

В соответствии с учебным планом и рабочей программой курса студенты заочного факультета выполняют по курсу «Социология» контрольные работы, которые должны быть заблаговременно (до наступления экзаменационной сессии) представлены в университет для рецензирования.

К планам семинарских занятий приложены тесты. В процессе самостоятельной работы студентам следует осмыслить их содержание, определиться с вариантами ответов. Тестирование может проводиться как на семинарах, так и при итоговой аттестации.




  1. Основные сведения о дисциплине.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология» являются:

  1. Формирование умения социально мыслить и оценивать социальные процессы, способности сбора и обобщения социальной информации.

  2. Овладение понятийным аппаратом дисциплины, описывающем общество в статистике и динамике.

  3. Выработка умения использования социальной информации в практической работе.

  4. Освоение методов сбора и обработки социальной информации.


Место дисциплины в структуре основной познавательной программы бакалавриата

Дисциплина «Социология» относится к циклу «Гуманитарные и социально-политические науки», тесно связана с другими дисциплинами кафедры, основывается как синтетическая наука на предыдущем освоении обучаемыми «Отечественной истории», «Философии», «Экономической теории», «Политологии», «Истории авиации и космонавтики», «Истории науки и техники».



Компетенции обучаемого, формируемые в результате освоения дисциплины:

  1. Владение культурой социального мышления, способностью к восприятию и обобщению информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения.

  2. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, к устранению пробелов в знаниях, к обучению на протяжении всей жизни, освоению инновационных технологий.

  3. Готовность к профессиональному росту, самостоятельному пополнению своих научно-технических и социальных знаний, к совершенствованию умений и навыков самостоятельно приобретения и развития новых компетенций.

  4. Способность к учёту последствий социальных решений и действий с позиции социальной ответственности и необходимости обеспечения безопасности полётов.

  5. Осознание социальной значимости своего становления как специалиста гражданской авиации, обладает высокой мотивацией к последующей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. Основные категории социологической науки, темы, определенные Госстандартом 3-го поколения.

  2. Основные социологические школы и направления западной социальной мысли.

  3. Основные этапы и роль российской социологии в развитии социальной мысли.

  4. Значение социологии в системе гуманитарного и социального знания.

  5. Основные методы проведения социологического исследования.

Уметь:

  1. Анализировать состояние общества в конкретных условиях, его различных структур: классов, социальных организаций.

  2. Давать оценку и рекомендации стабилизации социальных отношений в малых группах, разрешения исследования.

  3. Разрабатывать социологический инструментарий и использовать его конкретные эмпирические исследования.

Владеть:

  1. Культурой социального мышления.

  2. Навыками анализа профессиональной деятельности в условиях гражданской авиации.

  3. Методикой подготовки и проведения социологического исследования.


3.Структура и содержание дисциплины


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница