Морозов А. А. (Петрозаводск)



Скачать 47.37 Kb.
Дата09.07.2018
Размер47.37 Kb.

Морозов А.А. (Петрозаводск)
Сетевые сообщества: к истории понятий.
Аннотация. В статье автор исследует становление сетевой коммуникации. Рассматриваются понятия «сетевого общества», «сети», «социальной сети». На примере ряда существующих социальных сетей проводится анализ их эволюции, масштабности.

Ключевые понятия: коммуникация, сетевое общество, сеть, социальная сеть, сетевая парадигма.


В современном мире общение между людьми становиться всё проще и проще. Сегодня огромное расстояние между людьми не помеха для общения. Это стало возможно благодаря тотальной информатизации нашей жизни, а именно появление Интернета в каждом доме. В последнее время и активным развитием социальных сетей. На сегодняшний день социальные сети прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Количество пользователей по всему миру исчисляется миллионами. На стадии становления социальные сети в основном использовались только для общения и развлечений. Но сейчас мы наблюдаем то, что социальные сети становятся также полноценным инструментом в том числе и для бизнеса. Это обусловлено присутствием в сетях конкретной целевой аудитории и возможностью тесно общаться с живыми людьми. Поэтому сегодня история возникновения и развития, перспективы функционирования социальных сетей постепенно превращаются, в одно из актуальных направлений научных исследований и вызывает интерес со стороны ученых.

Информационный подход к изучению социальных явлений, элементы которого, присутствуют уже в работах древних философов, получил сильное развитие, начиная с середины 20 века благодаря работам У. Кеннона, У. Р. Эшби , К. Шеннона, Н. Винера и многих других выдающихся ученых. [1]

Ведущими учеными, которые занимались проблемами исследования сетевого общества и сетевой коммуникации, является Д. Белл, М. Кастельс[2], А. Тоффлер, А. Турен, Дж. Гэлбрейт, Р. Ингельгарт, А.Н. Чураков, С. Паринов («К теории сетевой экономики» и др.), Р.В. Кончаковский («Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен»), В.Ю. Нестеров, Ж. Делёз и Ф. Гваттари («Ризома»).

Понятие «информационное общество» стало извесно с конца XX века – это современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.[3] Данное понятие ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. В России же этот термин стал популярным с 90ых годов пришлого столетия. Информационное общество создает новые сектора активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным учреждениям. Глобальная тенденция информатизации не обходит стороной и профессиональное сообщество. Системные проблемы профессионального сообщества во многом вызваны проблемами профессионального образования, ее отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий.

Понятие «информационная сеть» становится общим, трансдисциплинарным. Оно начинает играть методологическую роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сети выполняют важнейшие функции в современном мире: мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, социально-культурную, аксиологическую, организационную, вычислительную и др.

Сетевое (информационное) общество как новая форма социальной организации обеспечивает реализацию оптимальных форм сочетания индивидуального и коллективного, государственного и общенационального, профессионального и самобытного путем построения новой институциональной формы взаимодействия субъектов глобального пространства.[4]

Невозможно обойти вниманием репутацию коллективного блога «Лепрозорий», которую он получил на просторах «рунета». И хотя эта репутация изменяется, но некогда сообщество считалось элитным, а членство в нем престижным.[5]

Весьма показательна в этом плане статья, посвященная сообществу, в Интернет-энциклопедии Lurkmore, изначально специализирующейся на описании явлений Интернета.

В ней говорится, что «Лепрозорий» всегда имел некую претензию на свою элитарность, в силу своей закрытости, с одной стороны, и в силу высокой концентрации качественного контента, который просачивался за границы сообщества и обретал популярность в широких кругах Интернета, с другой. Особую роль в формировании этой репутации сыграла закрытость сообщества, которое с помощью регистрации по приглашениям отграничивало себя от «нежелательных» участников.

Таким образом, в сообщество попадали только «свои», в некоторой степени его можно назвать сетевым сообществом. Этим же обуславливается первоначальное отношение незнакомых пользователей друг к другу - отношение как к «своим».

Процессы глобализации обеспечили переход современной мировой системы в качественно новое состояние - функционирование сетевых форм социальной организации, а, следовательно, и привели к развитию новых глобальных экономических структур. Люди во имя реализации экономических интересов идут на контакт, образуя экономические структуры в пределах глобального пространства.

Включение их в общую сеть позволяет получать им равные возможности для проживания определенного социального времени и способность переструктурировать пространство, преодолев понятия физического расстояния. Именно глобализация объединила в единое целое (в единое пространство) центры экономической, культурной и политической активности всех стран, даже если формы деятельности и соответствующие организационные структуры все еще остаются национальными.[6]



Важным фактором появления экономических структур в сети, глобальная экономика, которая обеспечивает организацию соответствующих финансовых потоков и экспортную политику, приводит к возникновению совокупности сетей между людьми и государствами с различным уровнем связей. При этом следует отметить, что эта система объективно характеризуется совокупностью связей, которые складываются в процессе деятельности взаимосвязанных субъектов экономической деятельности (транснациональные компании, корпорации, структуры). То есть речь идет о возникновении в условиях глобализации новой формы деятельности субъектов глобального пространства - сетевой деятельности.
Список использованной литературы

  1. Васильчук, Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег / Ю. А. Васильчук // Общественные науки и современность. – 2000. – № 1. – С. 5 – 26.

  2. Castells, M. The rise of the network society / M. Castells. – Malden, Mass. ; Oxford : Blackwell, 1996. – P. 198.

  3. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М. : ВЛАДОС, 1994. – 336 с.

  4. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст] : учеб. пособие / М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тылевич ; под науч. ред. А. И. Черных ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. — 564 , [4] с. — (Переводные учебники ВШЭ). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1009-4 (в пер.).

  5. Семенов И. Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии / Интернет и российское общество. – М.: Гендальф. 2002-2016. – С. 48–69.

  6. Интеллект и информационные технологии // Человек. - 2017. - № 1. - С. 79-91.



Каталог: sites -> default -> files -> conf -> files -> 2017
2017 -> Холкина К. Д. (г. Ульяновск) Роль радио-коммуникаций в социализации молодежи
2017 -> Хачатурян Р. (Саратов) Политическая реклама как форма коммуникации современного общества
2017 -> Экспансия фреймов межличностных отношений в публичное пространство социальных сетей Аналитика виртуальных межличностных коммуникаций цифрового поколения Проблема «пересборки»
2017 -> Клемагина А. В., Кулик Д. Д. (г. Кострома) Гендерные образы в рекламе
files -> Губанова А. С. (г. Саратов) Влияние виртуальных коммуникационных процессов на сетевое общество
2017 -> Законы pr одинаковы для всех сфер экономики, но их применение на различных рынках и этапах развития всегда обладает спецификой
2017 -> Секция 2 ауд
2017 -> Гернега К. С., Болгова К. В., Утешева К. Б. (г. Челябинск) Социальная безопасность молодежи в контексте социальных коммуникаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница