Монахиня Александра (Захарченко М. В.)



Скачать 136.67 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата17.03.2019
Размер136.67 Kb.
  1   2   3


Седьмые Пюхтицкие чтения. 11-12 декабря 2018 г. Куремяэ, Эстония
420 421
Монахиня Александра (Захарченко М.В.)
(Самара, Россия)
КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?
К вопросу об антропологических основаниях педагогики
Мы живем в эпоху кризиса идеи прогресса, определявшей новую и новейшую историю на протяжении последних 300 лет. В истории со- временности все более проявляет себя регресс качества общественных связей, регресс человечности. Все чаще звучит важная мысль о том, что будущее образования связано с борьбой за человека, за сохранение об- лика человечности, узнаваемой как образ «настоящего человека», неиз- менного на протяжении веков и в различных культурах. Человека, умею- щего жить в настоящем в предстоянии перед лицом вечности. Человека сотворенного, в котором сквозит и мерцает нетленный образ Творца.
Согласно развиваемому в ряде работ цивилизационному подходу [1,
2], сущность человека не сводится к его биосоциальной природе. Чело- век – существо родовое, член «рода человеческого», пребывающий в ор- ганическом процессе преемственности поколений, связывающей исто- рию мира в живую цепь времен. Исходя из этого принципа, мы видим историю мира (мировую историю) как взаимодействие цивилизаций.
Они (1) возникают на определенных религиозных основаниях, которые и определяют систему ценностей конкретной цивилизации, (2) живут по органическим законам длительное время, и (3) исчезают во время оно, однако не бесследно, но оставляя свое культурное наследие грядущим временам, принимаемое, трансформируемое или отвергаемое последую- щими цивилизациями. Ключевое значение имеет традиция, в переводе с латинского - «передача» от поколения к поколению ценностей и смыс- лов цивилизации. Цивилизация живет до тех пор, пока живы ее рели- гиозные смыслы и порождаемые ими ценности. Религиозные смыслы, составляющие духовное ядро цивилизации, раскрывают человека как существо онтологическое. Человек укоренен в бытии, и это есть главное и неотменяемое в нем.
Для онтологического понимания традиции крайне важно видеть ме- сто фактора свободы человека. Свобода – это наше онтологическое каче- ство. Апостол Иаков назвал закон любви, в котором наставил учеников
Христос «закон совершенный, закон свободы» (Иак. 1:25). Кто вникнет в него, «блажен будет в своем действии» (там же). Традиция призвана научить последующие поколения жить по «закону совершенному, зако- ну свободы» и, действуя, достигать благих целей. То, что она оставляет грядущим временам – не набор форм культуры, а образ блага, образ со- вершенства, выраженный в этих формах. Всякая цивилизация отвеча- ет на вопрос: кто есть человек? – по-своему, и в свободном культурном творчестве создает условия для того, чтобы в каждом новом поколении, в каждый раз новых исторических условиях воссоздавался утверждае- мый ею образ человека.
Каждая цивилизация существует в истории постольку, поскольку она воссоздает из поколения в поколение тип человека данной цивилиза- ции, ее антропологический идеал. Он составляет смысл существования цивилизации как данного культурно-исторического типа, и только он может стать основой антропосообразного педагогического идеала кон- кретной цивилизации.
Антропологический идеал имеет смысловую природу. В. Франкл, соз- давая теоретические основания экзистенциальной (смысловой) психоло- гии, постулировал: смысл невозможно сконструировать, его можно толь- ко открыть, смыслом является то, что открывается с очевидностью бытия
[3]. Так и антропологический идеал невозможно сконструировать после- довательностью рациональных процедур. Не открывается он и на пути ис- следования биологической и социальной обусловленности жизни челове- ка Он может быть только найден, открыт, обнаружен через исследование религиозных смыслов, определяющих ценностное сознание цивилизации.
Современная наука спрашивает – что есть человек? Различные науч- ные дисциплины дают свои ответы – психология, социология, экономи- ка, политология, медицина, биология и другие, – каждая со своей сторо- ны. В проектном научном сознании существует заявка на интегральное знание о человеке. И педагогике особенно необходимо интегральное знание о человеке, – о его целостном бытии. Идею педагогической ан- тропологии заявляли в 19 веке немцы (Карл Шмидт) и русские (К.Д.
Ушинский). Они держались традиционной постановки вопроса – что- бы воспитывать человека, необходимо всесторонне изучить его. В наше время, заявляя идею «антропологии образования» и педагогической антропологии как ее составной части. В.И. Слободчиков постулирует: человек – это не «что», а «кто», – и настаивает на необходимости вклю- чения в состав научного познания христианской (православной) антро- пологии. Православная антропология – достаточно новая теологическая дисциплина, которая, опираясь на сложившуюся традицию богословия, системно оформляет христианскую истину о человеке [5].
Монахиня Александра (Захарченко М.В.) (Самара, Россия)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница