Молодёжная политика как важнейший элемент повседневности: из истории формирования концепций



Скачать 101.2 Kb.
Дата15.02.2018
Размер101.2 Kb.

А. В. Гусев

Московский государственный

областной университет,

Москва, Россия


МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ
Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи и, как следствие этого, на будущее состояние общества. «Определенным образом» воздействовать, значит, и создавать условия и стимулы для решения молодежью своих собственных проблем, и принуждать к соблюдению установившихся в обществе социальных норм и правил, и развивать ее творческий, инновационный потенциал, и обеспечивать возможности для участия в управлении делами общества и государства, партнерства с другими участниками социальной жизни. Очевидно, что субъекты молодежной политики не равны в своих возможностях решать такие задачи, в силу этого они только в совокупности и только в тех направлениях, где удается достичь приемлемого уровня согласия и взаимодействия, могут достигать целей молодежной политики. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции1.

Субъектами молодежной политики выступают государство и различные общественные силы. Их ресурсы предопределяют, каким образом они могут строить свою политику.

В обществе, основывающемся на принципах правового государства, государственная молодежная политика - центральное звено общественной регуляции процессов становления новых поколений - социализации и самореализации молодежи. При таком подходе у государства имеются возможности опереться на систему права, мобилизуя ресурсы на достижение общественно значимых задач и блокируя воздействие многих неблагоприятных факторов социального развития молодежи2. В то же время в рамках многопартийной системы, значительно сокращены, а чаще всего ничтожны возможности государства по установлению некоторых идеальных образов молодого человека и молодежи в качестве правовой нормы. Здесь возможно лишь косвенное влияние на утверждение тех или иных социальных и норм.

Основным полем реализации положений государственной молодежной политики в правовой сфере остается область прав человека и гражданина. Разрыв между правовым и социальным статусом молодого человека является одним из важнейших аргументов в пользу выделения государственной молодежной политики в особую область государственной деятельности.

Наряду с государственной молодежной политикой развивается общественная молодежная политика3. Это важная характеристика гражданского общества, которая в современной России скорее намечается, чем реально воздействует на политический и социокультурный процесс. В этом отношении следует отметить, что молодежная политика политических партий, общественных объединений и других субъектов общественной молодежной политики ограничена их правовыми возможностями, но имеет важное направление развития, состоящее в том, что вырабатывается некая идеальная модель молодого человека, молодежи, которую организация стремится представить всему обществу как эталон.

Мировой опыт показывает, что юридической составляющей молодежной политики придается большое значение. Организационные и экономические мероприятия закрепляют курс на поддержку молодежи как ресурса социального развития4. Государственные органы по делам молодежи, национальные программы в поддержку молодежи стали обычными для множества стран мира. В зависимости от того, что признается проблемами молодежи в данном обществе, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация общества по возрастному признаку отражает традиции и соответствует сложившимся в данном обществе ценностям и нормам, государственная молодежная политика тех или иных стран существенно различается и по концепции, и по применяемым на практике методам ее осуществления. В настоящее время концепции государственной молодежной политики наиболее определенно различаются по вопросу о роли государства в обеспечении прав молодежи.

Концепция, реализованная в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи объявляется делом благотворительных частных организаций. На государственную помощь в этом случае могут рассчитывать лишь наименее социально защищенные категории молодежи при жесткой регламентации расходования средств и четком ограничении числа нуждающихся в помощи. Модель государственной молодежной политики, характерная для Германии, Швеции, Финляндии и других стран, напротив, основывается на особой роли государства, регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодежных организаций. Здесь стратегия предпринимаемых действий исходит из ответственности государства за интеграцию в общество всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Между этими моделями - множество переходных вариантов. Общая тенденция состоит в том, что в рамках государственной молодежной политики происходит интеграция отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства5.

В ряде стран государственная молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, и речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, но и об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы. Г. В. Куприянова отмечает, что «большинство европейских стран обладает трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики, призванной содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Основным инструментом такого участия являются молодежные организации, однако их место и роль в осуществлении молодежной политики сильно варьируются и зависят от культурной специфики страны»6. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Следует учитывать, что история становления молодежной политики в различных странах мира и в России противоречива, меняла свое содержание от этапа к этапу и в этом смысле важна для понимания процессов повседневности не по отдельным фрагментам, совпадающим с современными тенденциями, а в целом.

До 1920-х годов отдельные государственные меры, направленные на защиту несовершеннолетних в сфере труда (например, «Регулятив относительно труда молодых рабочих на фабриках», принятый в Пруссии в 1839 г.), не составляли особого направления государственной политики. На первых порах в европейских странах забота о молодежи осознавалась как христианское вспомоществование беднякам. Она постепенно стала пониматься как часть государственной системы снятия конфликтов в обществе. Параллельно строилась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи заботы о молодежи и надзора за ней сложились в концепцию помощи молодежи, а частная инициатива в этой области стала регулироваться законом. Правовая регламентация главным образом была направлена на сокращение масштабов юношеского производственного травматизма и предупреждение роста преступности среди несовершеннолетних. В начале XX в. в ряде стран формируются специальные составы судов для несовершеннолетних (1908 г.- в Германии, 1910 г. - в России и др.), в законодательстве появляются положения, направленные на защиту прав молодых граждан, но законом не поощрялась социальная деятельность молодежи: она признавалась ненужной и вредной для ее воспитания.

С 1920-х годов начали строиться две системы государственной молодежной политики, существенно различавшиеся по концепции и механизмам. Одна из них формировалась в Германии периода Веймарской Республики. В ее основе идеи социальной педагогики (прежде всего постулат свободы личности ребенка) и правового государства. В этой связи в 1922 г. принимается Закон о молодежном благоденствии - правовой акт, содержащий нормативное закрепление государственных обязанностей по обеспечению трудовых и некоторых других социальных прав молодого человека. Закон был отменен в годы фашизма и затем возродился в правовой практике обоих возникших после второй мировой войны немецких государств — ГДР (1950 г.) и ФРГ (1949 г.). После объединения ГДР и ФРГ в 1990 г. был принят новый Закон о помощи детям и молодежи, охватывающий вопросы занятости, социального обеспечения, семейных отношений и многие другие. Специальные нормы регулируют государственную поддержку молодежных организаций7.

Иная концепция государственной молодежной политики развивалась в Советской России начиная с 1920-х годов. Советская концепция существенно повлияла на становление молодежной политики в странах социализма и в ряде стран «третьего мира». Но были и отличия. В частности, в СССР длительное время проявлялась недооценка роли правовых средств обеспечения молодежной политики, поскольку партийные директивы были в нормативном отношении не менее значимы, а часто и более действенными. В ряде социалистических стран в период нахождения у власти коммунистических партий идеологическая концепция этих партий в отношении формирования молодого поколения получила законодательное, а в некоторых странах и конституционное закрепление. Соответствующие положения к концу 1980-х годов имелись в конституциях Болгарии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Румынии. Специальные «законы о молодежи» были приняты в Венгрии (1972 г.), Кубе (1978 г.), Польше (1986 г.) Проекты таких законов были разработаны в Болгарии, Монголии, Чехословакии. В форме закона закреплялось социалистическое направление государственной молодежной политики, разрабатывавшееся правящими компартиями8. Они провели пленумы своих Центральных Комитетов по проблемам молодежи и работы с нею - Болгарская компартия и Румынская компартия в 1967 г., Венгерская социалистическая рабочая партия в 1970 г., Польская объединенная рабочая партия в 1972 г., Компартия Чехословакии в 1973 г. Развернутые документы о молодежи и молодежной политике приняли ЦК Социалистической единой партии Германии (1961 г.), ЦК КПСС (1968 г.), ЦК Монгольской народно-революционной партии (1975 г.), ЦК Трудовой партии Кореи (1977 г.), ЦК Компартии Вьетнама (1985 г.) и др.9

Нормативные модели правящих партий, таким образом, закреплялись законом, чем повышали уровень требований. Но этот путь не был единственным в мировой практике. Законодательное закрепление отдельных прав молодежи к 1990-м годам стало широким явлением: законы о социальной защите молодежи действовали к этому времени в Австрии, Афганистане, Греции, Индии, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Турции, Финляндии, Швеции и других странах. Во многих странах созданы государственные органы по делам молодежи, приняты программы. Государственная молодежная политика стала предметом ряда актов и мероприятий ООН. Большой резонанс в мире имело проведение в 1985 г. Международного года молодежи. К его 10-летию, в 1995 г., были разработаны и приняты новые акты международно-правового характера, в основу которых были положены экспертные материалы, подготовленные ведущими специалистами по проблемам молодежи. Молодежные исследования получили в этой связи дополнительный импульс и прикладную направленность, что позволило на междисциплинарной основе выйти на обоснование концептуальных положений молодежной политики. Но итогом стало закрепление вовсе не одной, а нескольких моделей государственной молодежной политики, сходных главным образом в том, что они связаны с молодежью как ресурсом общества, а в остальном основательно различающихся.

В советский период становления молодежной политики победили две позиции. Одна связана с особенностями положения государства в политической системе, другая - с пониманием роли молодежи в советском обществе.



Первая позиция соответствует главной особенности советской политической системы: ее ядром было не государство, а правящая политическая партия. Однопартийная система осмыслялась учеными-обществоведами не как ущербность политической жизни советского общества, а как ее безусловное преимущество: курс партии не мог быть оспорен другой политической силой, он закреплялся всей системой «приводных ремней» к массам, среди которых были и государство, и профсоюзы, и комсомол. Линия молодёжной политики всецело определялась партией. На протяжении десятилетий основным программным документом молодежной политики оставалась речь В. И. Ленина на III съезде РКСМ (1920)10. Произнесенная в конкретный исторический момент, она изучалась многими поколениями руководителей, организаторов работы с молодежью, рядовых комсомольцев как документ вне времени и пространства, как прямое указание, что и почему надо делать. Огромное значение приобрело то обстоятельство, что в свете позиции Ленина молодежная общественная организация, Комсомол, приобрел особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем. В 1921 г. В. И. Ленин подписал Декрет «О практикантстве членов Российского Коммунистического Союза Молодежи», которым устанавливались правовые основы прохождения комсомольцами 6-месячной практики во всех государственных учреждениях, занимающихся вопросами труда, быта, воспитания трудящегося юношества. Этот документ почти не замечался в постсоветский период учеными, исследовавшими становление молодежной политики11, хотя он, среди прочего, показывает, как поэтапно шел процесс освоения комсомолом государственных механизмов, что было необходимой предпосылкой к последующему сужению государственных функций в вопросах молодежной политики.


1 См.: Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы.- М.: Социум, 1999. С. 302. Эта наша позиция сформирована в рамках научной школы И. М. Ильинского и опирается на его работы, собранные в обобщающей монографии: Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика.-М.: Голос,2001.

2 См.: Чупров В. И., Зубок Ю. А., Певцова Е. А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации.- М., 2007; Першуткин С. Н. Государство и молодежь.- М., 2009.

3 Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. С. 626–644.

4 Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке/Под общ. ред. Вал. А. Лукова.- М., 2006.

5 См.: Алещенок С. В., Луков В. А. Государственная молодежная политика: Мировой опыт разработки и реализации. Выводы для наших условий / Комитет ВС РСФСР по делам молодежи.-М., 1991; Их же. Мировой опыт разработки и осуществления государственной молодежной политики // Матерiали з проблем органiзацii державноi молодежноi полiтики на республiканському та регiональному рiвнях.-Киïв, 1991. С. 53–128; ФРГ: Молодежь и молодежная политика (60-80-е годы) / под ред. Н. С. Черкасова, А. Г. Тимошенко.- Томск., 1990; Калинкина М. Б. Молодежная политика: проблемы ее реализации (на примере Российской Федерации и ФРГ) : автореф. дис. … канд. полит. наук.- М., 2006.

6 Куприянова Г. В. Государственная молодежная политика в современной России: социолого-управленческий анализ : автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2003. С. 14.

7 См.: Das neue Kinder- und Jugendhilfegesetz / Der Bundesminister für Jugend, Familie, Frauen und Gesundheit.-Bonn, 1990.

8 Закон о молодежи: Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России.- М., 2008. Т. 2. С. 199–338.

9 См.: Живков Т. Комсомолската младост на България : Подобр. речи и писма на Комсомола, неговите задачи и работа.- София, 1982; Az MSZMP az ifúságért.- Budapest, 1981; Partei und Jugend : Dokumente marxist.-leninist. Jugundpolitik.- Berlin, 1980; Partidul şi tineretul.- Bucureşti, 1972

10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 298–318.

11 Исключение составляет работа А. В. Кочеткова. См.: Кочетков А. В. Правовое регулирование государственной молодежной политики: федеральный уровень.-М., 2005. С. 91.

Каталог: download -> povsednevnost -> 2012
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований
download -> Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева
2012 -> Форналёва Ксения Анатольевна
povsednevnost -> Ужас повседневности в романе э
2012 -> Strukova T. G. Вгпу воронеж Креативная повседневность
povsednevnost -> Графические, орфографические и пунктуационные особенности естественной письменной речи современных студентов в повседневном Интернет-общении


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница