Моделирование ценностных ориентиров системы управления



страница1/5
Дата19.02.2018
Размер4.79 Mb.
  1   2   3   4   5

Родионова Н.В.

д.э.н., профессор Владимирского государственного университета rodionova777@yandex.ru


МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
«Общество нуждается в правильных людях, которые

каким бы делом они не занимались – исполняли бы его хорошо».1

Основным завоеванием проводимых в современном российском обществе реформ является обретение ценности свободы. Она является фундаментальной в системе ценностей социума и реализуется на практике как свобода выбора. Поэтому непременным условием свободы является наличие альтернатив. Чем больше возможностей выбора, тем выше степень свободы. Теперь в России таких возможностей создано много, среди которых выделим четыре основные. На общество, почти сто лет испытывавшее дефицит товаров и услуг, обрушился их шквал. Общество, почти сто лет порабощенное директивной экономикой, получило свободу предпринимательства и творчества. Обществу, почти сто лет пребывавшему в духовном вакууме, объявлена свобода вероисповедания, открылись двери храмов. Общество, пребывавшее в условиях строгих нравственных требований, искушается безответственными товарами и услугами. И как показывает практика, большинство людей не смогли воспользоваться предоставленной свободой на пользу себе и обществу. Свободные люди либо не получили равенства возможностей для реализации сделанного ими выбора, либо сделали неверный выбор и были восхищены оголтелым рыночным монетаризмом и культом потребительства. В этом следует искать корни массового проявления безнравственности, жестокости, отчаяния, преступности. Расслоенное по потребностям общество вступило в эпоху модернизации России с множеством острых социальных противоречий. Главным уроком всех преобразований можно считать осознание неготовности россиян к достойному несению ценности свободы. Упоенные ей мы растеряли другие не менее значимые ценности, которыми жили, и забыли о тех, которые никогда не имели, но могли бы обрести.

Народ жаждет коренных социальных преобразований. В экономике первые шаги в этом направлении сделаны с помощью инструментов организационной культуры, стандартов социальной ответственности, механизмов социально ответственного менеджмента и др. Пробивает дорогу новое направление деятельности - социальное предпринимательство. Задача заключается в том, чтобы создавать и поддерживать такие условия, в которых люди могли бы действовать этично без чьей-либо указки. Однако применение успешно апробированных за рубежом инструментов не обеспечивает ожидаемых эффектов в российской экономике. На наш взгляд, проблема в том, что инструментарий применяется к невызревшей почве. Прежде необходимо сформировать ценностную мотивацию у управленцев и работников, укрепить их профессиональное достоинство, развить потребность в добросовестном труде.

Восстановление и укрепление этически оправданных социальных ценностей в российском обществе во многом зависит от мировоззрения образованной молодежи. Оценка по 10-балльной шкале значимости основных целей, ценностей и потребностей студентов и аспирантов, выполненная по программе Министерства образования и науки РФ в 2011-2012 гг. преподавателями из 22 вузов регионов России под научным руководством профессора Б.М. Генкина, показала самые высокие уровни значимости семьи (9,4), чувства собственного достоинства (9,3), интересной работы (9,1), справедливости (9,1) и дружбы (9,0). Высокие оценки были выставлены молодежью таким ценностям как: любовь (8,9), честность и порядочность (8,9), трудолюбие (8,5), соблюдение норм морали (8,4), духовное совершенствование (7,6).1 Следовательно, образованная российская молодежь готова к восприятию и практической реализации основополагающих социальных ценностей. Для этого ей необходимы организационные, административные, методические и экономические ресурсы. В зарубежной науке имеются надежные, апробированные на практике организационно-экономические инструменты, которые можно адаптировать к российской экономике с учетом ее национальных особенностей.

Так, в практике социально ориентированного управления применяется концепция управления по ценностям (Managing by Values, MBV), предложенная в 80-е годы ХХ века Томом Питерсом и Робертом Уотерменом. Саймон Долан и Сальвадор Гарсия обосновали, что ее применение обеспечивает более высокую рентабельность инвестиций, чем новые технологии, НИОКР, конкурентная стратегия и контроль качества. «Сочетание убеждений и ценностей владельцев компании с ценностями ее сотрудников - жизненно важный источник ее преимущества».1 Ценностный подход к управлению предполагает выявление и согласование ценностей компании (региона, страны), признаваемых и разделяемых всеми заинтересованными сторонами. Социальные ценности рассматриваются как значимые ресурсы экономики, мотивирующие правильное поведение индивидов, компаний и сообществ, приводя к эффективному достижению стратегических целей. Включение ценностного функционала в структуры традиционных систем управления может существенно изменить характер управления, сделав его социально ориентированным. Для построения общей структуры системы управления по ценностям нами использована структура традиционной системы управления, которая представляет собой два взаимосвязанных блока управления, снабженных входами, выходами и обратной связью (рис. 1).
Социальный аудит

Внешняя среда

Социальные ценности

Нефинансовая отчетность

Контролирующие органы


СМИ

Вход

Общественные организации



Обратная связь
Социальные проекты и программы

Внутренняя среда

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Социальная философия
2015 -> Курсовая работа на тему: Наши эмоции друзья или враги? Их роль в конфликтоной ситуации
2015 -> Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России Ключевые слова
2015 -> -
2015 -> Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по «Философии»
2015 -> Никколо Макиавелли
2015 -> Астрономия и современная картина мира
2015 -> Методы социологического исследования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница