Модель персональной образовательной среды профессионального развития педагога доо в условиях введения фгос до



Скачать 118.38 Kb.
страница1/3
Дата15.02.2018
Размер118.38 Kb.
  1   2   3

Модель персональной образовательной среды профессионального развития педагога ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Персональная образовательная среда педагога (по В. А. Стародубцеву) – это открытая социотехническая система, образованная конечным множеством функциональных элементов (сервисов, гаджетов, виджетов, средств коммуникации) и их связей, выделенных индивидом в информационно насыщенной окружающей среде с целью реализации двойственного характера своей жизнедеятельности как поставщика и потребителя образовательных услуг в течение жизни и контексте профессиональной деятельности.

Построение модели какой-либо системы, в том числе и персональной образовательной среды, подразумевает определение её места в метасистеме и определение оптимального набора компонентов системы, установление необходимых связей между компонентами системы.

По функциональному критерию структуру ПОС педагога можно условно разделить на четыре области, образованные двумя парами пересекающихся полусфер.

Первая пара – оппозиция потребителя и производителя образовательных услуг.

Вторая пара – две полусферы профессионально регламентированной и неформальной, индивидуально-личностной образовательной и/или социальной деятельности.

При этом, «потребитель» - педагог, осваивающий формальные и неформальные составляющие образовательной среды, а «производитель» - педагог, предлагающий материалы для формальной и неформальной составляющей в Интернет-ресурсах.

Формирование ПОС начинается с момента использования педагогом ресурсов Интернета: освоение работы с поисковыми сервисами Google, Rambler, Bing и др., обращение к открытым цифровым образовательным ресурсам, электронным библиотекам, учебным материалам, имеющимся на сайтах образовательных учреждений или на страницах блогов. Затем могут быть созданы персональные страницы педагогов и администраторов на сайтах образовательных учреждений. По мере освоения педагогом уровней информационной компетенции, создается блог и/или персональный сайт для совместной учебной деятельности, начинается использование аудиовизуальных средств коммуникации, появляется неформальная деятельность в различных сетевых сообществах, что позволяет педагогу взаимодействовать с географически удаленными коллегами, при необходимости может быть создано свое сетевое сообщество, руководимое преподавателем. Создаваемые им учебно-методические материалы могут быть размещены на специализированных сервисах – сетевых депозитариях, позволяющих их совместное использование.

В конечном счете формируется инфраструктура ПОС, представленная на рис. 1, где указаны некоторые соответствующие сервисы Интернета.





Рис. 1. Состав инфраструктуры персональной образовательной сферы
Представленная инфраструктура, по нашему мнению, необходима и достаточна для осуществления полноценной деятельности педагога в ИОС образовательной организации и конкретизирует спектр инструментов, владение которыми позволяет педагогу соответствовать требованиям информационно-коммуникационной компетенции.

Цель развития ПОС определяется в большей мере внутренней мотивацией, чем внешними стандартами. Это соответствует стремлению личности к реализации своего человеческого потенциала как профессионала и члена общества. В качестве ориентира для внешней оценки и для самоопределения достигнутых результатов могут быть использованы количественные индикаторы: общее количество используемых сетевых инструментов, количество используемых образовательных ресурсов, гиперсвязей с другими ПОС, число страниц (разделов) персонального сайта или блога и т.д.

Для профессионально состоявшегося педагога ведущей зоной его личностного развития является область неформального самообразования. Направленность современного образовательного процесса на формирование профессиональных компетенций, позволяющих творчески и критически мыслить, быстро адаптироваться к новым социальным условиям, самообразовываться и саморазвиваться, оперировать растущими объемами научной, технологической, экономической информации и принимать ответственные решения, неизбежно требует постепенного роста и других областей ПОС.

Неформальное обучение непосредственно отражает и удовлетворяет личностные потребности и запросы индивидуума, мобилизуя тем самым его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту. Тем не менее, на формальную, регламентируемую составляющую ПОС преподавателя вуза, ИПК возлагается функция дистанционного управляемого обучения. В области поставщика образовательных услуг она может определяться образовательными стандартами, правами и уставами образовательных организаций и представлять собой персональную страницу (или сайт) в структуре портала вуза или сайта ДОО. Следуя требованиям времени, а также уровню развития дистанционных образовательных технологий, она должна содержать инструменты для дистанционного консультирования и обучения, проведения вебинаров, чатов, форумов, сетевых проектов. Иными словами – для создания и использования электронного учебно-методического комплекса дополнительной профессиональной программы (ЭУМКДПО).

Согласно воззрениям Л.С. Выготского, обучение вне зоны ближайшего развития бесплодно, ученика следует обучать тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством. В современных условиях мы должны добавить к приведенной формулировке: в том числе и в опосредствованном сотрудничестве, с помощью взаимодействия персональных образовательных сфер.

Психологические исследования, выполненные в развитие идей Л.С. Выготского, показали, что зона ближайшего развития следует за зоной актуального (достигнутого) развития и включает в себя несколько слоев (уровней). Первый, наиболее близкий к актуальной зоне слой, по предложению А.Г. Асмолова, может быть назван областью вариативного развития, в которой приращение достигается во взаимодействии между самими педагогами. Для построения ПОС преподавателя это означает необходимость обеспечения в ЭУМКДПО коллективных, индивидуально-групповых коммуникаций с помощью дисциплинарных блогов, форумов, вики-сайтов и т. д.

Следующая область представляет собой, по определению, зону активного обучения, в которой реализуется взаимодействие с преподавателем, который поддерживает процесс развития умственной деятельности демонстрацией возможностей логического и алгоритмического мышления, создавая проблемные ситуации, требующие применения рационального аппарата мышления.

С областью активного обучения пересекается зона творческой самостоятельности. В ней педагог при неявно выраженной или опосредствованной помощи преподавателя начинает создавать принципиально новое, неизвестное ему заранее. Это самая важная область зоны ближайшего развития. Она базируется на обобщении логической мыслительной деятельности и эмоциональном опыте переживания (открытия) научного знания. Объективная необходимость формирования зоны творческой самостоятельности педагога ставит задачу такого построения ЭУМКДПО, при которой самостоятельная саморазвивающаяся деятельность будет обеспечена методически и дидактически. Если в зонах вариативного развития и активного обучения формируются знания-содержания, то в зоне творческой самостоятельности формируются знания-методы.

На уровне дополнительного профессионального образования взаимодействие ПОС участников образовательного процесса может обогатить все формы обучения – очную и дистанционную. В этом ряду следует выделить дистанционную форму обучения по месту жительства как наиболее перспективную для реализации парадигмы непрерывного образования в течение жизни (смены способов жизнедеятельности в информационном обществе).

Форма вечернего дистанционного обучения по месту жительства для педагогов имеет ряд преимуществ:

• сокращение необходимого аудиторного фонда со всеми сопряженными затратами на его содержание и т. д.,

• уменьшение перегрузки профессорско-преподавательского состава в период проведения курсов и итоговой аттестации,

• возможность виртуального присутствия педагогов на групповых занятиях и индивидуальных консультациях,

• непрерывное и естественное формирование у слушателей необходимых информационной и коммуникационной компетенций,

• изменение стиля деятельности и социальной активности педагогов в информационном пространстве,

• отсутствие необходимости радикального пересмотра уже существующей нормативно-правовой базы в части регламентации объема образовательной деятельности в течение сроков курсовой подготовки.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Психология общения
2012 -> О проекте создания интегрированного спецкурса «антиутопия и тоталитаризм» забегин а. В. Задачи курса
2012 -> Семинар 09 Домашнее задание: фио
2012 -> Стадии и уровни модернизации
2012 -> Россия как политическая гомоморфоза
2012 -> С 15 июня 2006 года работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения вич/спид. Единый бесплатный номер на всей территории России
2012 -> Принципы рациональной фармакотерапии
2012 -> Межкультурный диалог начинается в детстве


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница