Миссия школы в социуме: руководство культуртрегерской деятельностью



Скачать 67.79 Kb.
страница1/2
Дата12.06.2018
Размер67.79 Kb.
ТипРуководство
  1   2

Миссия школы в социуме: руководство культуртрегерской деятельностью
Выступление на форуме менеджеров образования Пермского края

Курдина Н.А.,

директор МОУ СОШ № 9 им. Пушкина

с углубленным изучением предметов

физико-математического цикла
Пермский государственный университет, 17 октября 2006 г.

Добрый день, дорогие коллеги!

Позвольте начать наш мастер-класс с приветствия в адрес выпускников Пермского государственного университета по случаю нашего общего 90-летия!

Определяя тему мастер-класса в ходе коллективного проектирования на аппаратном совещании, мы руководствовались необходимостью донести до вас сегодня очень тревожное наблюдение об усугубляющемся разрыве между школой и социумом. Комментируя этот разрыв во время одной из проектировочных встреч в Перми (май 2006 г.), А.И. Адамский, член Общественной палаты при Президенте РФ, высказался однозначно и дискуссию по этому поводу разводить не стал: «Если разрыв будет увеличиваться, мы свернем модернизацию образования. Образование в разрыве с социумом нам не нужно

Поддержка и развитие образования – естественная потребность граждански активного общества. Вы можете обидеться и сказать, если общество позволяет себе усугублять разрыв со школой, значит, оно не отличается гражданской активностью. Но, в этой связи, два наблюдения. Во-первых, «это наша родина, сынок!», во-вторых, гражданская активность общества по отношению к образованию, находится в прямой зависимости от гражданской инициативы школы: чем скорее школа сможет разбудить вокруг себя гражданскую инициативу, тем скорее она получит общественную поддержку.

А поскольку кооперативность, общинность – наши генетически присущие качества, школа должна уметь их использовать.

В теме нашего мастер-класса мы усмотриваем минимум три ключевые компоненты:


  • Миссия школы в социуме

  • Культуртрегерство

  • Руководство культуртрегерской деятельностью школы

Позвольте приступить к последовательному комментарию наших размышлений по этому поводу.



Миссия школы

Думается, что каждый из присутствующих здесь руководителей неоднократно и в разных контекстах встречался с этим понятием. Формулировка миссии школы требуется при создании Программы развития школы, территории, в конкурсных документах (конкурс «Лучшие школы России» и др.). В случае обращения в международные образовательные организации и программы, миссия прописывается в обязательном порядке. Осознание миссии школы всем педагогическим коллективом – фактор социальной уверенности, повышения самооценки педагога, осознание им того факта, что школа может быть тем механизмом, где реализуются его социальные ожидания и социальный опыт. Включенность в формирование и осознание миссии школы детской и родительской общественностью – одна из ценностей гражданского общества (применительно к школе).

В чем же заключается миссия школы? Помнится несколько лет назад, в ходе какой-то традиционно жесткой дискуссии с методологами нашего пермского образования С.В. Шубин высказал мысль, зацепившую меня на много лет: «9-я школа – не честная школа, - сказал он.- Будучи честной, школа должна выполнять свою основную задачу – учить!» А мы никогда не занимались только этим. История школы, а через 3 года мы будем отмечать 200-летие, зафиксировала множество примеров констатации деятельности, выходящей за рамки «обученческой»: в начале 20 века на всю Россию был известен опыт В.М. Шулепова, директора Кирилло-Мефодиевского училища, по организации детских познавательных экскурсий. Побывав в школе в конце 20-х гг. нарком просвещения А.В. Луначарский отмечал высокий уровень общественно-политических взглядов учеников. Комсомольская организация школы была активнейшим организатором строительства спортивного зала (строили для своих детей, так и вышло у многих!), при необходимости организованно отстаивала свою точку зрения: так после секретаря комитета комсомола Олега Чиркунова, минуя девятиклассника, не соглашаясь с рекомендацией партийной организации, ребята избирают секретарем восьмиклассника Колю Фадеева. В середине 90-х гг. ученик 11 класса Леня Хлыбов на встрече в школе переиграл в открытой борьбе по уровню харизматичности Е.Т. Гайдара. Примеров множество.

Нам не удается быть «честной школой» в терминологии С.В. Шубина и сейчас. Тем более, сейчас. Ибо в ситуации, когда связи человека с обществом ослабли, а то и вовсе разрушились, школа часто становится тем единственным местом, где человек ощущает свою общественную значимость и находит возможность участвовать в общественной жизни. С одной стороны, приятно слышать откровения наших выпускников-студентов: «За месяц в школе происходило всего столько, что в вузе не произошло и за два года», с другой стороны, слышать это тревожно и больно. Но не будем о ВУЗе.

Обратимся к вопросу «Что может способствовать уточнению миссии школы в современном обществе?». На решение этой задачи, а также следующих задач:


  • развитие опыта демократических отношений образовательного учреждения и социума

  • освоение педагогами и учащимися современных форм социального взаимодействия

  • развитие ресурсного обеспечения ОУ

так вот, на решение этих задач может серьезно повлиять


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница