Мышление в контексте современности От "машин мышления" к "мысли-событию"



Скачать 156.94 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата15.03.2018
Размер156.94 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2001 • № 5
В.М. РОЗИН
Мышление в контексте современности
(От "машин мышления" к "мысли-событию",
" мысли-встрече" )
Часто ли размышляют люди, что они называют мышлением сейчас и что называли раньше - вот проблемы, которые я хотел бы обсудить. И прежде всего ответы на предложенные вопросы интересуют меня постольку, поскольку они позволяют ос- мыслить концепцию, согласно которой мышление есть творческий процесс, где мысль рождается каждый раз заново, открывая путь, ведущий человека из обычной реальности в подлинную.
Мышление как "машина"
В истории философии первая рефлексия мышления принадлежит Аристотелю, его же можно считать мыслителем, конституировавшим античное мышление. Однако предпосылки его подхода уходят в глубокую древность. К ним относятся, с одной стороны, первые способы получения атрибутивных или мифологических знаний, про- ходивших опытную проверку в сфере общественной практики, с другой - формиро- вание личности человека, обусловливающей индивидуальное видение и понимание событий, с третьей - изобретение в Древней Греции рассуждений, позволявших че- ловеку без обращения к общественной практике получать одни (в частности, новые)
знания на основе других (уже известных) [Розин, 1998
а
, 2000].
Аристотель, обсуждая проблемы, связанные с изобретением рассуждений (возмож- ность получать противоречия и утверждать о действительности все что угодно),
создал систему норм (правил) мышления, регулирующих построение рассуждений, а также сформировал представления и средства, обеспечивающие применение этих
норм (к последним относятся категории, картина построения наук, психологическое обоснование новых, уже собственно мыслительных способов рассуждения) [Розин,
1998
а
, 2000]. В такой ситуации и складывается античное мышление как сложная дея- тельность и реальность, одновременно индивидуальная, поскольку, выражая свое видение, мыслит отдельная личность, и деиндивидуальная, так как, размышляя,
человек соблюдает общие правила (т.е. следует логике), относит полученные знания к действительности, заданной категориями (т.е. онтологии), реализует общие установки и принципы (например, стремится к истине, избегает противоречий).
Построение Аристотелем правил мышления ("Аналитики", "Топика", "О софисти- ческих опровержениях) и обоснование этих правил и начал ("Метафизика") имело колоссальные последствия для всего дальнейшего развития человеческого интел- лекта. Человек получил в свои руки мощное орудие мысли: возможность получать
Р о з и н Вадим Маркович - доктор философских наук, заведующий сектором Института
философии РАН.
132


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница