Мировые художественные течения и архитектурное



Скачать 228.58 Kb.
Pdf просмотр
страница1/15
Дата27.07.2018
Размер228.58 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


312

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

AMIT 2(39) 2017
AMIT 2 (39) 2017 1
МИРОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ И АРХИТЕКТУРНОЕ
ТВОРЧЕСТВО. ЧАСТЬ 3
УДК 7.038:72
ББК 85.1
А.В. Ефимов
Московский архитектурный институт (государственная академия, Москва, Россия

Аннотация

Творчество художников и скульпторов дадаизма и сюрреализма затормозило движение к формализации в пластических искусствах, мастера которых зачастую оперировали конкретикой реальных форм, однако корни экспрессионизма проявились через несколько десятилетий в архитектуре неоэкспрессионизма и абстрактного экспрессионизма, а конструктивизм спровоцировал появление архитектуры декнструктивизма.
1

Ключевые слова: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, неоэкспрессионизм, абстрактный экспрессионизм, деконструктивизм
GLOBAL ARTISTIC TRENDS AND ARCHITECTURAL CREATIVITY
PART 3


A.V. Efimov
Moscow Institute of Architecture (State Academy),
Moscow, Russia


Abstract

Works of artists and sculptors of dadaism and surrealism have slowed down the movement towards formalization in plastic arts as masters often operated with a specifics of real forms, however roots of an expressionism showed up after several decades in architecture of a neoexpressionism and abstract expressionism, and constructivism has provoked the appearance of deconstructivist architecture.
1

Keywords: dadaism, surrealism, expressionism, neoexpressionism, abstract expressionism, deconstruction Социальные проблемы первой четверти ХХ века и реакция молодых литераторов и художников на Первую мировую войну вызвали к жизни литературно-художественное движение дадаизма.

Дадаизм (фр. dadaisme: от dada – конек, детская деревянная лошадка, в переносном смысле – бессвязный лепет. Главный теоретик дадаизма – Тристан Дцара. Дадаисты провозглашали разрыв с традициями мировой культуры, представляли мир как хаос безумия, противопоставляли ему безумие творческое на основе алогичности мышления и провокации. Дадаизм сошел с художественной сцены в 1922 году, однако время от времени оживал в творчестве французских представителей нового реализма, в частности
1
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта, выполняемого по гранту
РГНФ (проект № 14-04-00202 Архитектурная колористика как средство повышения качества городской среды.
AMIT 2 (39) 2017 2 в работах Армана, Жана Тэнгли, других мастеров (рис. 1). Отказ дадаизма от эстетики и норм классического искусства был унаследован сюрреализмом [1]. Рис. 1. Luminator. Жан Тэнгли. 1991 г.
Сюрреализм (фр. surréalisme  сверхреализм) художественное направление в мировом искусстве ХХ века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания  инстинкты, сновидения, грезы, галлюцинации, а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Автор первого Манифеста сюрреализма (1924) Андре Бретон сформулировал основные творческие посылы движения мечта, чудесное, бессознательное, безумная любовь, свобода, революция. Эстетическая концепция сюрреализма отчасти опиралась на философию А. Бергсона: разум бессилен постичь сущность явлений и лишь интуиция поможет познанию истины. Фантазия как средство возвышения случайного в ранг значительного, также нашла отзвук в сюрреалистическом видении мира. Очевидна опора сюрреализма научение Зигмунда Фрейда о психоанализе. Бессознательное, по
Фрейду, это глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека. Бессознательные побуждения и сексуальные влечения, освобождаясь от деспотического влияния разума, сублимируются в другие виды энергии, в первую очередь, в энергию творческую, которая и есть движущая сила искусства. Принцип свободных ассоциаций, пришедший из дадаизма, оказал влияние на основной прием сюрреализма правило несоответствий, соединение несоединимого», который был провозглашен принципом чистого психологического автоматизма (рис. 2, 3) [1]. Сюрреализм не повлиял непосредственно на стилистику формообразования в объемно- пространственной сфере деятельности (архитектура, промышленный дизайн, как это случилось, например, с супрематизмом или конструктивизмом. Это влияние было опосредованным через названные выше направления мирового искусства, формирующие общий поток художественной культуры. В е годы одной из линий итальянской архитектуры стала так называемая метафизическая архитектура, возникшая под влиянием итальянского художника- метафизика Джорджо де Кирико, который пережил увлечение дадаизмом и последующим сюрреализмом. Философия мастера раскрывается в следующих его словах Если искусство действительно бессмертно, оно взламывает всечеловеческие преграды не должно быть ни здравого смысла, ни логики.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница