Министерство



страница1/9
Дата06.03.2018
Размер201 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины

Психология развития и возрастная психологии
Для направления 030300 «Психология» подготовки бакалавра (030300.62)

Автор: О.Н. МОЛЧАНОВА

(omolchanova@hse.ru)
Рекомендовано секцией Одобрена на заседании
УМС Секция «Психология» кафедры общей и

Председатель экспериментальной

психологии
Штроо В.А. Зав. кафедрой Болотова А. К.

­­__ия, возрастная психология

“___ ”_________ 2005 г. “___”__________ 2005г.
Утверждено УС

факультета психологии

Ученый секретарь
Старовойтенко Е.Б.
“___”__________ 2005 г.

Москва - 2005 г.


Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем.инар.

занятия





1.

Предмет психологии развития и возрастной психологии




2

2

2

2.

Стратегии и методы возрастной психологии




2

2

6

3

История становления психологии развития




2

2

8

4

Психоаналитический подход к проблеме развития




4

4

6

5

Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже




4

4

10

6.

Проблемы развития, возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии




4

4

10

7.

Проблемы пренатального развития




2

2

4

8.

Основные закономерности развития ребенка в младенчестве




2

2

4

9.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве




2

2

4

10.

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте




2

2

6

11.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте




2

2

4

12.

Основные закономерности развития подростка




4

4

8

13.

Психологические особенности юношеского возраста




2

2

4

14.

Психология взрослости




2

2

6

15.

Психологические проблемы позднего возраста




2

2

4

ИТОГО




162

38

38

86


Базовые учебники


  1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

  3. Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005.


Формы контроля

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» изучается на II курсе в течение 2 модулей.
Формы контроля:

  • Текущий контроль: работа на семинарских занятиях (выступления, обсуждения, доклады), сдача коллоквиума, выполнение текущих тестовых заданий, сдача монографии.

  • Промежуточный контроль: реферат и эссе.

  • Итоговый контроль: экзамен


Итоговая оценка складывается из следующих элементов:

Работа на семинарских занятиях;

Оценка за сдачу монографии;

Оценка за сдачу коллоквиума;

Домашнее эссе (5-7 печатных страниц);

Реферат (15-20 печатных страниц)

Устный экзамен
Оценки относительной важности:
Wработа на сем. занятиях=0,1 ОWмонография =0,1 ОWколлоквиум=0,1 Wэссе=0,1 Wреферат=0,2 Wэкзамен=0,4
Оср=ОWсем. зан.+ ОWмонография + ОWколлоквиум +ОWэссе+ ОWреферат+ ОWэкзамен

Содержание программы.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИТЯ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии

Предмет и объект возрастной психологии и психологии развития: общее и различное. Основные категории психологии развития и возрастной психологии: онтогенез, развитие, возраст.

Исторические и социальные предпосылки становления психологии развития.

Влияние эволюционных идей на становление возрастной психологии. Социально-историческая природа детства.

Связь возрастной психологии и психологии развития с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

Актуальные проблемы современной психологии развития.


ЛИТЕРАТУРА.

Основная:



  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 15-35.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 7-25.

Дополнительная:



  1. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1988. С. 22-56.

  2. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Времена жизни: от рождения до возраста мудрости (ридер) / Сост. А.К. Болотова и др. – М., 2004. С.60-68.

  3. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002. С. 22-30.


ТЕМА 2. Методы возрастной психологии.

Стратегии исследования психического развития человека: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Кросс-культурные исследования..

Формирующая стратегия в исследовании психического развития

в онтогенезе.

Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.

Этика научного исследования в возрастной психологии.


ЛИТЕРАТУРА.

Основная:



  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 35-56.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 25-31.

Дополнительная:



  1. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, С. 124-133.

  2. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002. С. 22-30.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. С.22-31.


ТЕМА 3. История становления психологии развития.

Ранние теории развития: преформизм, взгляды на развитие Дж. Локка, теория развития Ж.-Ж. Руссо.

Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Теория рекапитуляции С. Холла. Периодизация психического равзития К. Гетчинсона. Теория созревания А. Гезелла. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера.

Теории научения. Законы научения. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме.

Теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс).

Этологический подход к психическому развитию (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).

Теория конвергенции двух факторов психического развития (В. Штерн): критический анализ.

Современный подход к проблеме наследственности и среды в психическом развитии ребенка.


ЛИТЕРАТУРА.

Основная:



  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 62-73; 96-101.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 32-74; 122-160.

  3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 181-185.

Дополнительная:



  1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. С. 18-40; 41-56; 61-95; 223-280.

  2. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 161-167.

  3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб., 2002. С. 273-341.



ТЕМА 4: Психоаналитический подход к проблеме развития
Психическое развитие с позиций классического психоанализа. Модель психосексуального развития З. Фрейда.

Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Позиция ребенка в семье (порядок рождения) как детерминанта стиля жизни. Психоанализ детства.

Проблемы развития в концепции К. Юнга.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона: метод исследования; зоны, модусы и модальности; основные ценные качества («добродетели»); ритуализация и ритуализмы.

Характеристика стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:



  1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 83-92.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 76-120.

  3. Фрейд З. Развитие либидо и сексуальная организация // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 49-58.

  4. Эриксон Э. Эпигенетическая карта // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 59-64.

Дополнительная:



  1. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности //Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1999. С. 161-182.

  2. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. С. 322-343; 352-358; 359-391.

  3. Эриксон Э. Восемь возрастов человека // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С. 366-371.

  4. Юнг К. Жизненный рубеж // Психология развития. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2005. С. 357-365.


ТЕМА 5: Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.

Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Методы исследования.

Эгоцентризм и его феномены. Проблема эгоцентрической речи и мышления в отечественной и зарубежной психологии. Критический анализ представлений Ж. Пиаже Л.С. Выготским.

Операциональная концепция развития интеллекта: основные гипотезы и положения. Развитие интеллекта ребенка: периоды и стадии развития. Характеристика стадий сенсомоторного интеллекта. Особенности дооперационального интеллекта. Характеристика особенностей интеллекта на уровне конкретных и формальных операций.

Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.
ЛИТЕРАТУРА.

Основная:



  1. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже // Психология. – М., 2002. С. 162-214.

  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 74-79; 254-262; 364-372; 468-472; 586-582.

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 162-214; 363-384.

  4. Пиаже Ж. Природа интеллекта человека // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.65-76.

Дополнительная:



  1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. С. 149-193; 194-205; 215-217.

  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. С. 55-233; 155-208.

  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997. С. 11-37.

  4. Пиаже Ж. Типы и стадии разговора между детьми от четырех до семи лет // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.203-211.


ТЕМА 6. Проблемы психического развития, возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии

Педология: мифы и реальность.

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредствованность и интериоризация в психическом развитии.

Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С.Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития»: его теоретическое и практическое значение. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.

Учение А.Н.Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И.Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.

Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.

ЛИТЕРАТЕРА.

Основная:

1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.11-25.

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.26-33.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С.215-233.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.34-48.


Дополнительная:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Общая психология. Тексты: В 3-х т. Т. 1. Введение. – М., 2001. С. 422-437.

  2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Культурные традиции российской психологии // Психология развития. Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2005. С.90-95.

  3. Леонтьев А.Н. Проблема присвоения человеком общественно-исторического опыта // Общая психология. Тексты: В 3-х т. Т. 1. Введение. – М., 2001. С. 441-448.


ТЕМА 7: Родительские позиции, пренатальный период и роды как факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.
Краткая характеристика трех периодов пренатального развития. Влияние среды на пренатальное развитие.

Особенности протекания перинатального периода и его влияние на

психическое развитие ребенка (О. Ранк, С. Гроф).

Медицинские технологии родовспоможения и их влияние на психическое развитие младенца.

Психологические особенности членов семьи, связанные с ожиданием и рождением ребенка.

Родительские позиции, типы воспитания в семье, типология любви к

ребенку как факторы, влияющие на его психическое развитие.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная:


  1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 152-198.

Дополнительная:



  1. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 127-140.

  2. Матейчик З. Душевные страдания и что из этого вытекает // Психология развития. Хрестоматия. – СПб, 2001. С. 140-143.

  3. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. С.111-153.




Каталог: data -> 725
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
725 -> Анатомия забастовки
725 -> Восточная европа сегодня


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница