Міністерство освіти та науки україни



Скачать 96.78 Kb.
страница1/3
Дата04.06.2018
Размер96.78 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІМЕНІ І.І. МЕЧНИКОВА

Філософський факультет
Затверджено

На засіданні Вченої ради

Філософського факультету

ОНУ імені І.І. Мечникова

Протокол № 1 від 29 серпня 2014 року

Голова вченої ради

Доц. Чайковський О.В.

ПРОГРАМА


Кандидатського іспиту з філософії

для здобувачів

природничих факультетів

Одеса- 2014


Питання до

кандидатського іспиту з філософії

для здобувачів

природничих факультетів


  1. Современные представления о философии; ее особенности по сравнению с мифом, религией, искусством и наукой.

  2. Предмет и основной вопрос философии в различных философских школах. Мировоззрение и философия. Основные функции философии.

  3. Античная философия, ее своеобразие. Учение о бытии. Милетская школа. Античный атомизм.

  4. Философия Платона.

  5. Философия Аристотеля.

  6. Особенности Средневековой философии. Теология и философия. Учение Августина о природе человека. Условия превращения философии в религию.

  7. Полемика о природе универсалий: номинализм и реализм.

  8. Особенности формирования мировоззрения Киевской Руси (дохристианский период). Понимание философии как «любомудрия». Человек и Бог. Христианский антропоцентризм.

  9. Характерные черты эпохи Возрождения. Пико делла Мирандолла. Н.Кузанский. Социальные теории Н. Макиавелли, гуманистические идеи Э.Роттердамского. Пантеизм Д. Бруно, скептицизм М.Монтеня.

  10. Формирование новой парадигмы философствования. Научная революция 17 века и проблема метода познания. Ф.Бэкон, Т.Гоббс.

  11. Рационализм и сенсуализм в философии Нового времени. Философия Дж.Локка.

  12. Философия Р.Декарта.

  13. Философия Б.Спинозы.

  14. Дж.Локк, Б.Лейбниц, Д.Юм о различии истин опыта и истин разума.

  15. Киево-Могилянская академия, ее влияние на философскую мысль украинского и др. народов (Ф.Прокопович, Г. Конисский и др.)

  16. Философия Г.Сковороды и ее влияние на украинскую и мировую философскую мысль.

  17. И.Кант о «вещи в себе» и «вещи для нас». Сущность и явление.

  18. Гегель, его философская система и метод.

  19. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

  20. Предпосылки возникновения марксизма и его философии в 19 веке. Проблема отчуждения и свободы. Категория практики.

  21. Философия жизни. Проблема нерационального (воля, чувства, интуиция, бессознательное). Мир как воля и представление (А.Шопенгауэр). Идея сверхчеловека (Ф.Ницше).

  22. Зарождение экзистенциализма. С.Кьеркегор. Идея бессознательного и психоанализ З.Фрейда. Психоаналитическая онтология человеческого бытия.

  23. «Философия сердца» П.Юркевича.

  24. Русскоязычная школа «киевского гуманизма» (Л.Шестов, Н.Бердяев и др.)

  25. Антропологическая философия (М.Шелер, П.Тейяр де Шарден). Структурная антропология К.Леви-Стросса.

  26. Экзистенциализм М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю. Основная онтологическая проблема экзистенциализма.

  27. Исторические формы позитивизма. Философия науки.

  28. Понятие культуры.

  29. Понятие общества и общественного бытия.

  30. Деятельность. Виды деятельности.

  31. Категория материи. Ее генезис и развитие в истории философии и науки.

  32. Проблема движения в философии. Виды движения и соотношение между ними.

  33. Классическая и релятивистская физика о пространстве и времени. Аристотель. Демокрит о пустоте, пространстве, движении.

  34. Виды деятельности.

  35. Практика основа жизнедеятельности человека. Структура практики.

  36. Сознание как философская проблема: основные концепции (марксистская, феноменологическая и др. )

  37. Феномен бессознательного, его природа и функции.

  38. Политика.

  39. Право.

  40. Мораль как регуляторы жизнедеятельности.

  41. Воля как сущностное свойство человека.

  42. Основы аксиологии как науки о ценностях.

  43. Предмет гносеологии. Субъект и объект познания. Античный скептицизм. Активность субъекта. Субъект познания в философии И.Канта. Агностицизм Д.Юма.

  44. Концепции истины. Семантическое определение истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины. Проблема конкретности истины. Истина и ложь.

  45. Способы постижения истины в естествознании и математике. Проблемы интуиции и откровения. Сенсуализм и рационализм об источнике познания.

  46. Проблема критерия истины. Истина и эксперимент, истина и доказательство.

  47. Свидетельства истины. Простота и математическая красота. Принцип адекватной сложности. Непротиворечивость и истина. Фактическая и логическая истинность.

  48. Творчество как наиболее адекватная форма человеческого существования.

  49. Основные направления в осмыслении социокультурного измерения мира. Марксизм, онтологическая школа (О.Шпенглер и др.), «философия жизни», структурно-функциональный анализ, Франкфуртская школа, социология М.Вебера (по выбору).

  50. Отчуждение и пути его преодоления .

  51. Конфликт, методы его разрешения. Коллективность.

  52. Личность как основа всех направлений социальной философии.

  53. Социальная философия как рациональный способ самоосознания бытия личности.

  54. История и философия истории. Основные концепции философии истории. Историческая необходимость.

  55. Общественное производство как социально-философская категория.

  56. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

  57. Диалектика и метафизика: античные и современные представления.

  58. Общие законы развития в диалектике: закон единства и борьбы противоположностей, перехода из количества в качество, отрицания отрицания. Принцип развития. Концепции развития. Системная модель развития.

  59. Принцип связи. Категория связи и проблема ее определения. Основные черты диалектического понимания связей. Связь и развитие.

  60. Причинность как пространственно-временная детерминация. Проблема временного соотношения между причиной и действием. Однозначная и вероятностная причинность. Д.Юм о причинности. Статистические и динамические законы.

  61. Соотношение философии и науки в натурфилософии, позитивизме и постпозитивизме.

  62. проблема демаркации научного и ненаучного знания. Принципы верификации и фальсификации.

  63. Закономерности развития научного знания. Концепция развития научного знания К.Поппера.

  64. Концепция парадигм Т.Куна. Научные революции. Кумулятивисткая модель развития и ее критика.

  65. Научные факт и теория. Тезис Куна-Фейерабенда.

  66. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Научный факт и его теоретическая нагруженность. Классификация теорий. Описание и объяснение.

  67. Методы эмпирического познания.

  68. Измерение и его приемы. Эталонное и безэталонное измерение.

  69. Эксперимент. Однофакторный и многофакторный эксперимент. Использование статистики для обработки результатов экспериментов и наблюдений.

  70. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории. Методы подтверждения и опровержения гипотез.

  71. Методы теоретизации научного знания. Теоретические конструкты. Идеализация, формализация и математизация.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница