Микрополевые структуры художественного текста в системе средств репрезентации концепта «проявления любви»



Скачать 251.87 Kb.
страница1/7
Дата22.01.2018
Размер251.87 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7

На правах рукописи
КЛЮЧНИКОВА Лариса Витальевна

микрополевые структуры

художественного текста

в системе средств репрезентации концепта

«проявления любви»

10.02.19 – теория языка


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь 2010

Работа выполнена на кафедре английской филологии в ГОУ ВПО «Тверской государственный университет».




Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Н.Ф. Крюкова




Официальные оппоненты:

доктор филологических наук профессор

Гольдберг Вера Борисовна






кандидат филологических наук доцент

Гладилина Ирина Владимировна




Ведущая организация:

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.



Защита состоится « 15 » марта 2010 г. в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, зал заседаний.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 42. и на официальном сайте ТвГУ http://university.tversu.ru/
Автореферат разослан «____»___________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.263.03

кандидат филологических наук, доцент. В.Н. Маскадыня

Данная работа посвящена лингвокультурологическому исследованию «жестких» (поддающихся квазилексикографической формализации) и «мягких» (основанных на филолого-герменевтической интерпретации) микрополевых структур концепта «Проявления любви» в текстах англо- и русскоязычной художественной прозы.

Актуальность работы обусловливается факторами двоякого рода: во-первых, внелингвистическими обстоятельствами бытования феномена любви в человеческом сообществе; во-вторых, внутринаучной динамикой исследования феномена любви.

Человечество живет в условиях антропологического кризиса [Шпенглер 1993; Тоффлер 2002], одно из важнейших проявлений которого – кризис любовных и семейных отношений [Гидденс 2004; Фуко 1996] как результат всевозрастающего отчуждения человека от других людей, от общества и природы, от своего «внутреннего человека». Любовь – предельное основание человеческого бытия, она являет живую реальность гармонии духовно-душевного и телесно-материального начал, в ней человек находит непосредственно-очевидную реализацию своего «я». Однако этот идеал в ситуации утраты ценностных абсолютов теряет онтологический статус, утрачивает бытийность. Любовь, эротика и секс, в идеале образующие нерасторжимое единство, в современных условиях оказываются разъединенными, взаимно отчужденными. Поскольку бытие человека погружено в символический мир, распад целостности «бытия-человека-в-любви» отражается и в лингвокультуре.

В круг наук, рассматривающих феномен любви, лингвистика вступила в качестве активного исследователя сравнительно недавно – с того времени, когда в союзе с культурологией ей удалось разработать понятие «концепт».

К настоящему времени разработаны следующие аспекты лингвоконцептологического исследования феномена любви: лексико-семантический и лексикографический – на основе системного рассмотрения лексических средств выражения эмоций в разных языках и выработки метаязыка их семантического описания и словарного представления [Бабенко 1989; Вежбицкая 1996; Какабадзе 1986; Перфильева 2001]; этнолингвистический, нацеленный на выявление средствами лингвокультурологии своеобразия картины мира и менталитета [Колесов 1991; Дашиева 1999; Каштанова 1997]; паремиологический [Пушкарев 1994]; лингвостилистический [Данькова 2000]; психолингвистический [Мягкова 2000]; этносемантический [Воркачев 2007; Тананина 2003] и др.

Полученные исследователями результаты свидетельствуют о глубокой внутренней противоречивости, структурной антиномичности элементов, составляющих содержание представлений современного человека о любви, что обусловливает необходимость специального исследования системы лингвокультурных оппозиций как структурно-семантического основания концепта «Проявления любви».

Объект исследования – языковое сознание, нашедшее отображение в тех микрополевых структурах художественного текста, которые связаны с феноменом любви, предмет – «жесткие» и «мягкие» микрополевые структуры художественного текста, репрезентирующие концепт «Проявления любви».

Использование в данной работе именования концепт «Проявления любви» и его терминологических синонимов макроконцепт, концептуальное поле «Проявления любви» обусловлено необходимостью акцентировать многоаспектность феномена любви, в ядро которого, помимо «собственно» любви (как в основе своей феномена душевно-духовного родства), входят сексуальность и эротизм, а периферию образуют зоны пересечения с такими самостоятельными концептами, как брак, семья и мн. др. (рис. 1).







Проявления любви


















собственно

любовь


эротизм

сексуальность

Рис. 1. Ядро макроконцепта «Проявления любви»


Распространенное в лингвокультурологии именование концепт любви (ср., например, монографии и диссертационные исследования: [Воркачев 2003; Балашова 2004; Воркачев 2007]) терминологически эту многоаспектность не фиксирует, а использующиеся некоторыми исследователями именования типа метаконцепт [Белозерова 2007] или суперконцепт [Евтушенко 2007] несут дополнительные (на наш взгляд, избыточные) смыслы, связанные с приставками мета- и супер-.

Цель работы – установить и описать лингвокультурологические и репрезентирующие их системные лексико-семантические и дискурсивные внутритекстовые оппозиции, образующие структурную основу концепта «Проявления любви» в художественном тексте.

Задачи работы, обусловленные названной общей целью:

  1. охарактеризовать концепт «Проявления любви» как феномен со сложной структурной организацией, которая обусловливается своеобразием взаимосвязей составляющих его внутренних элементов и взаимосвязей с другими элементами лингвокультуры;

  2. описать структурно-языковое своеобразие концепта «Проявления любви» как макроконцепта, элементы которого находятся в оппозитивных отношениях антиномичного типа;

  3. обосновать необходимость сочетания двух различных подходов к исследованию макроконцепта «Проявления любви» – с условными названиями лингвоцентрический и текстоцентрический (подходы);

  4. охарактеризовать основные оппозиции, выявляющиеся в результате лингвоцентрического и текстоцентрического анализа языковой структуры концепта «Проявления любви»;

  5. найти и описать основания характеристики аксиологической (ценностной) динамики концепта «Проявления любви» в структуре языковой личности и культуры в целом.


Каталог: aspirants -> abstracts -> docsNew -> 212.263.03 -> 10.02.19
docsNew -> Датировка в лирике: типология и поэтика
docsNew -> Проблема взаимосвязи нравственности и права в философии в. С. Соловьева и наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля
docsNew -> Историзм как тип мировоззрения в немецкой философии середины 19-го начала 20-го века
docsNew -> Проблема взаимосвязи общества и личности
docsNew -> Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс
docsNew -> Динамика исторического процесса: традиции и перспективы социально-философской рефлексии
212.263.03 -> Эволюция русской концептосферы на рубеже XX-XXI веков: Вопросы динамической лингвоконцептологии
docsNew -> Интернет как проблема социальной онтологии
10.02.19 -> М. Л. Макаров Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница