Михельсон Ольга Константиновна



Скачать 25.98 Kb.
Дата25.05.2018
Размер25.98 Kb.
ТипОтчет

Михельсон Ольга Константиновна

к.филос.н., ст.преподаватель кафедры философии религии и религиоведения
Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-1645.2010.6). Проект "Мифология и религия в современной массовой культуре. Секуляризация и мифологическое сознание".
За отчетный период были изучена и проанализирована основная современная отечественная и зарубежная научная литература по теме, исследованы ключевые источники – произведения массовой культуры, генерирующие новые формы религии и мифологии, как игровые художественные фильмы, ролевые компьютерные игры (RPG), литературные произведения жанра фэнтези. Рассмотрены как религиоведческие, так и психологические теории, проясняющие такой феномен современности как мифы популярной культуры и новые религиозные формы, рождающиеся на их основе.

Было выяснено, что появление мифов в массовой культуре и новых религиозных форм, «квазирелигий», основанных на них, связано далеко не только с процессом секуляризации. Действительно, частично подобные формы религиозности можно объяснить своеобразным «религиозным голодом», подчас ощущаемым современным человеком. Мы живем в светском обществе, в котором религия, с одной стороны, больше не играет той важной роли, что была ей присуща до XX столетия, а с другой, те традиционные религиозные формы, которые присутствуют в нашей жизни, уже не всегда отвечают нашим потребностям и столь стремительно меняющимся реалиям нашего бытия. Процессы информатизации и глобализации также бесспорно оказали влияние на генерирование новых форм религиозности. С другой стороны, в ходе исследования было доказано, что так называемые «мифы массовой культуры» возникают далеко не спонтанным и естественным образом, как предполагалось рядом исследователей, в основном опиравшихся на концепцию архетипов коллективного бессознательного К.Г.Юнга, и предполагавших, что классические мифологические схемы генерируются вновь в популярных современных произведениях, поскольку таким образом находит свое выражение архетипический бессознательный материал, часто в современном мире лишенный традиционных форм этого выражения – в религиозных верованиях, ритуалах и практиках. Между тем, было продемонстрировано, что создатели большинства произведений массовой культуры, легших в основу новых мифов, сознательно использовали в своих работах религиоведческие, антропологические и психологические теории мифа, воспроизводя мифологические структуры. Однако нельзя отрицать, что именно подобные произведения и становятся наиболее популярными, именно на их основе возникают «новые мифы», их разыгрывают в ритуалах поклонники, так в результате и рождаются новые формы религиозности.



В рамках исследования также была выдвинута гипотеза, что потребности в игре и в идентификации играют не меньшее значение для возникновения новых форм религиозности. Для их интерпретации и понимания игровые теории культуры, а также теория идентификации Э.Эриксона оказываются не менее продуктивно использованы, чем теории секуляризации и мифологического мышления.

В рамках реализации проекта были также проведены два теоретических семинара "Процесс секуляризации и рождение новых форм религиозности. От мифа к религии и от религии к мифу" "Мифология и религия в современной массовой культуре. Секуляризация и мифологическое сознание", кроме того в рамках II конференции Российского Сообщества преподавателей религиоведения «Религия в меняющемся мире» была подготовлена и проведена работа секции «Религия, молодежь и массовая культура». Результаты проведенных исследований были представлены в научных статьях, полностью подготовленных к печати.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница