Михайлов К. А. И. Кант как исследователь феномена времени



Скачать 240.36 Kb.
страница1/9
Дата27.04.2018
Размер240.36 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Михайлов К.А.

И. Кант как исследователь феномена времени.
Величайший немецкий философ Иммануил Кант является создателем оригинальнейшей и глубочайшей - как в чисто философском, так и в научном аспекте - концепции, касающейся природы времени. Однако в современной темпорологии Кант не слишком популярен, что, на наш взгляд, является одним из главных парадоксов развития современной теории времени. Наши работы пытаются реанимировать кантовскую философию времени в современной науке, см., например [2]. Наиболее полно взгляды Канта на проблему времени представлены в его основном труде - "Критике чистого разума" (1-е изд. 1781 г., 2-е изд. 1787 г.; цитируется в соответствии с пагинацией: А - первое издание, В - второе, число после буквы - номер соответствующего абзаца), хотя истоки кантовской концепции и ее основные постулаты содержались уже в диссертации 1770 г. "О форме и принципах чувственного и интеллигибельного миров".
ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОКИ КАНТОВСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ
В центре кантовских размышлений - проблема обоснования необходимого теоретического знания, прежде всего, математического и естественнонаучного. Очевидно, что всеобщим и необходимым не может быть знание, опирающееся на эмпирическую индукцию. Ни из одного опыта нельзя узнать, что он не может быть иным. Поэтому все законы носят характер априорных положений. Откуда предложения, скажем, математики приобретают статус строгих законов? Следует признать, что эта законосообразность должна корениться в познающем рассудке. Тогда возникает проблема соответствия знания о предметах, предоставляемого исключительно одним только рассудком, самим этим предметам, пусть и "идеальным", как в математике. Классический рационализм (Лейбниц и др.) исходил из того, что рассудок имеет дело только с предметами, которые сам же и создает по своим собственным законам. Поэтому предложения математики, по мнению рационалистов, носят аналитический (тавтологический) характер, а указанная проблема соответствия снимается. Рационалистический подход предполагал за человеческим рассудком способность к интеллектуальной интуиции, то есть к непосредственному созерцанию предметов ("элементов абсолютного бытия") как они есть сами по себе. Рассудок для познания предметов не нуждается ни в каких посредствующих звеньях. Но Кант отверг эту теорию. Для него человеческий рассудок не является ни чисто пассивным, рецептивным (то есть просто перерабатывающим представления чувств, как думали сенсуалисты во главе с Локком), ни чисто творящим. Тогда и акцентируется рассмотренная нами проблема соответствия, осмысленная Кантом уже в 1772 году (ее точная формулировка содержится в знаменитом письме Марку Герцу) и названная "основной критической проблемой". Для ее решения Кант и вынужден был пересмотреть основные постулаты предшествующих философских систем.
Кант вводит класс априорных синтетических суждений, к которому относится большинство необходимых истин математики и математической физики. В таких суждениях содержание предиката нельзя логически вывести из содержания субъекта, они расширяют наши знания об объектах. Из одного только понятия прямой линии нельзя вывести, по Канту, предикат "быть кратчайшим расстоянием между двумя точками". Как же возможно существование таких суждений, какая инстанция осуществляет этот априорный синтез? Согласно Канту, все наше познание начинается с опыта, но целиком из опыта не происходит; кое-что наша познавательная способность привносит от себя самой (В1), а именно - форму опыта, определенные правила представления и связи восприятий, то есть инвариантные характеристики объектов познания, виды их необходимых связей (общих законов) и т.д. В полемике с существовавшими теориями, касающимися природы времени (в первую очередь, это касается Ньютона и Лейбница) Кант выдвинул весьма революционную концепцию. Вообще, характеристической чертой "критической философии" Канта является совершенный им "коперниканский переворот в способе познания" (выражение самого Канта): «…мы будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием…» (ВХVI). Обоснование математики является основной задачей первого раздела "Критики чистого разума" - "Трансцендентальной эстетики", учения о пространстве и времени. При этом новое понимание пространства позволяет Канту объяснить необходимость утверждений геометрии, новое понимание времени - утверждений арифметики. Именно время и станет той инстанцией, которая осуществляет синтез понятий в необходимых предложениях арифметики типа "5+7 есть 12" (то есть синтез понятий "сумма 5 и 7" и "12").
Если раньше, в докантовской философии считали, что время - это свойство вещей самих по себе или всеобщая онтологическая реальность, объективно существующая форма, резервуар, вмещающий в себя все вещи и смену их состояний, "арена", на которой разворачивается всемирная история, то есть что время суть объективный параметр природы, либо атрибут, либо субстанция (см. В49), то Кант полагает время (наряду с пространством) априорной формой восприятия, чувственности. По Канту, существует два основных и равноправных источника познания, создающих весь мир человеческого знания. Это чувственность и рассудок. Посредством чувств вещи нам даются, рассудком они мыслятся. Тогда время можно понять как субъективно-человеческую (но отнюдь не в смысле субъективного произвола) форму, или способ, существования того, что мы называем нашими представлениями об объектах и, следовательно, самих этих объектов, поскольку понятийная деятельность рассудка не является автономной, а направлена на сам по себе хаотический, лишенный всякой связи, всякой упорядоченности материал чувственности. Время и пространство - это очки, сквозь которые мы смотрим на мир (Б. Рассел). "Все явления могут исчезнуть, само же время (как общее условие их возможности) устранить нельзя" (В46). Кант в корне переосмысливает понятие онтологии (учения о бытии) и ее основной концепт - предмет (объект), который и познается нами. Теперь всякое "абсолютное бытие" отвергается, проводится дистинкция между вещами-для-нас, как их представляет нам наша познавательная способность, и вещами самими по себе, не связанными с определениями нашего познания, причем последние вообще выводятся из сферы исследования и всякие вопросы о них объявляются бессмысленными, поскольку эти вещи оказываются "по ту сторону" нашего познания, за границей, преодолеть которую мы не можем, поскольку " вне нашего знания мы ведь не имеем ничего, что мы могли бы противопоставить этому знанию, как соответствующее ему» (А104). Теперь предмет вообще и предмет как явление не отождествляются, все гносеологические и онтологические определения относятся только к явлениям, которые, тем не менее, не исчерпывают всего объема понятия "вещь (предмет)".
Кантовское учение о времени имеет много аспектов. Основные из них следующие:
1. Новое понимание времени как ключ к обоснованию арифметики.
2. Время и внутренний мир субъекта, время, сознание и самосознание.
3. Время как посредствующее звено между чувственностью и рассудком (учение о схематизме чистого рассудка).
4. Субъективный и объективный аспекты времени, проблема необратимости времени.
5. Новое понимание времени и Вселенная Homo sapiens: проблема единства и границ мира.
1
Итак, по Канту, в основе арифметики лежит понятие числа, последовательного пересчета единиц, образующего мир чисел. Понятие пересчета требует динамических определений. Всеобщей формой, посредством которой только и может осуществляться некий последовательный процесс, является время. При этом рассматривается не эмпирическое время, а время в его трансцендентальном (то есть порождающим форму знания) значении, как чистое созерцание - то, что останется, если элиминировать из созерцания все, привносимое эмпирическим опытом. "Нам даны связь и систематическое сочетание числовых образований; каждое число имеет внутри всей совокупности чисел твердо установленное место и отношение ко всем остальным членам этой совокупности. Мы должны постигать эту связь как необходимую, кладя в основу в качестве данности лишь общий способ, соответственно которому мы, исходя из "единицы", строим все царство чисел из его первых элементов по одному тождественному принципу" [3, с. 137-138, см. также с. 140, первый абзац]. "Каждая особая операция исчисления и измерения остается связанной…исконными общими условиями (временем как формой чистого созерцания - К.М.), освободиться от которой она не может" [3, с. 143]. "Мы мыслим построение "естественной системы чисел" по одному основополагающему принципу, и этим мы одновременно с самого начала подчинили определенным условиям все отношения, возможные между членами этой совокупности. Для этой формы отношения между "частями" и "целым" Кант ввел…выражение "чистого созерцания"" [3, с. 146]. Арифметика сама создает свои объекты (числа) посредством конструирования в чистом созерцании. "Бесконечность…времени свидетельствует только о том, что все определенные…временные единичные величины возможны только посредством ограничения… единого неограниченного представления о времени…мгновения (а тем самым опосредованно все образования…во времени) могут быть положены только синтезом… Следовательно, мы не помещаем эти образования (например, числа - К.М.) в…готовое время, мы создаем их посредством…времени, - если понимать время как основной конструктивный акт созерцания…Арифметика создает свои понятия чисел посредством последовательного добавления единиц во времени" [3, с. 147; см. также В48]. Однако, так понятая бесконечность времени не означает, тем не менее, истинности высказывания "мир бесконечен во времени". Некоторые разъяснения см. в [4].

Таким образом, становится понятной необходимость арифметических суждений, ведь само время суть необходимая форма существования чисел. Иметь о чем-либо верное априорное знание можно лишь в том случае, если мы приписываем вещи только то, что необходимо следует из вложенного в нее сообразно нашему понятию о ней (см. ВХII). Совокупность отдельных случаев (чисел, фигур) не существует до и вне конструирования, а возникает для нас только в акте самой конструкции [см.: 3, с. 144]. "Мы a priori познаем о вещах лишь то, что вложено в них нами самими" (BXVIII). Так, в необходимом синтетическом суждении "5+7=12" основой синтеза, объясняющей общезначимость этого суждения, является время и его всеобщие универсальные свойства. Именно во времени как априорном созерцании и только в нем, только посредством времени совокупный результат синтеза 5 и 7 исходных единиц (частей одного и того же Времени как такового) и результат синтеза 12 единиц представляют собой тождественные объекты. Без нового понимания времени, по Канту, невозможно из субъекта суждения (суммы чисел 5 и 7) вывести предикат (число 12, точнее, "быть равным 12"). Кант использует старый платоновский аргумент: одновременность или последовательность явлений не могли бы быть восприняты, если бы в чувственности априори уже не находилось бы чистое созерцание пространства и времени (см. В46). "Поскольку содержания, о которых речь идет в…арифметике…не физические вещи, свойства которых нам надлежит впоследствии узнать, а полагания границ, которые мы совершаем в идеальной целостности…длительности, применительно к ним значимы необходимо и всеобще все законы, уже имплицитно заключенные в этой форме (времени как идеальной длительности - К.М.)" [3, с. 147].


2
Итак, время суть всего лишь способ познания мира человеком, способ, лежащий в основании объективации представлений, в основании самого создания того, что мы называем объективной реальностью. Время – априорная форма организации внутреннего мира. Время, как пишет Кант, есть "форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния" (В49). Следовательно, время есть априорное формальное условие всех явлений вообще, так как все представления, все равно, имеют ли они своим предметом внешние вещи или нет, принадлежат сами по себе как определения нашей души (по Канту, предмет и знание о нем тождественны, предмет есть просто необходимый коррелят способности нашего познания) к внутреннему состоянию, которое подчинено формальному условию времени. Время есть непосредственное условие внутренних явлений нашей души (тип бытия и отношения представлений друг к другу в сознании) и тем самым косвенно условие внешних явлений, ведь всякое внешнее - это наше внешнее! (См. В50). Самосознание (равно как и сознание объекта) возможно только при определенной структуре упорядочения представлений. Для человека такой формой структуризации элементов внутреннего чувства, в котором он осознает себя как «я», «субъект» (относительно элементов - своих представлений), является время. Именно таким образом душа воздействует на себя изнутри и создает возможность саморефлексии. «Внутреннее чувство…есть определенная форма, при которой единственно возможно созерцание ее (души – К.М.) внутреннего состояния, так что все, что принадлежит к внутренним определениям (апперцепция, в первую очередь – К.М.), представляется во временных отношениях» (В37). «Время есть не что иное, как субъективное условие, при котором единственно имеют место в нас созерцания» (В49). Осознавая себя как бытийствующих в «мире», мы одновременно осознаем себя как погруженных во временное измерение. Однако, разумеется, это не означает, что мы сами по себе таковы. Ведь мы познаем себя так, как мы сами себе являемся, а не как мы существуем сами по себе. Лишь в свободе практического (морального) сознания нам открывается свое собственное интеллигибельное бытие. «Время следует считать действительным
Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница