Миграция рабочей силы. Виды и причины миграции населения



Скачать 223.55 Kb.
Дата09.06.2019
Размер223.55 Kb.
ТипКонтрольная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»
Кафедра «Экономика и управление»

ШИФР:______________________


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине ЭКОНОМИКА ТРУДА

на тему: Миграция рабочей силы. Виды и причины миграции населения.
Выполнил: студент 1 курса, группы____,

Заочной формы обучения

(ФИО студента)
Проверил: Фадеева Екатерина Алексеевна,

доцент


(ФИО преподавателя, должность)
Оценка

Волгоград 2019

Содержание:
Введение……………………………………………………………………...……3

1 Теоретические основы миграции рабочей силы………………………….…..4

1.1 Сущность и мотивы миграции……………………………………………….4

1.2 Виды и направления трудовой миграции………………………………...….5

1.3 Последствия миграции для стран реципиентов и доноров………………...7

2 Роль и место России в международной миграции потоков рабочей силы……………………………………………………………………………….12

2.1 Миграционная ситуация в современной России………….……………….12

2.2 Направления миграции населения………………………………………….15

3 . Регулирование миграции населения……………………………….………..20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

Введение:


Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах.

В сложившейся ситуации важна не только политика государства по регулированию миграционных процессов, но и регулярный учет мигрантов страны и мира, что подтверждает актуальность данной работы. Статистикой процессов миграции рабочей силы непосредственно занимается Федеральная служба государственной статистики. Данные о международной и внутрироссийской миграции получают в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытия и убытия (листок статистического учета мигранта и отрывной талон к нему), которые составляются при регистрации или снятии с регистрационного учета населения по месту жительства.

Объектом исследования является миграция, а предметом – миграция рабочей силы в России. Цель данной работы – раскрыть сущность миграции рабочей силы на примере России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;

- описать международную миграцию рабочей силы в России;

- раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;

- определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России.

1 Теоретические основы миграции рабочей силы

1.1. Сущность и мотивы миграции

Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО. Миграция – это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как правило, со сменой места жительства.

Все перемещения рабочей силы слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграции). Разница между этими потоками дает объем чистой миграции, а их сумма – объем валовой миграции. По классификации ООН, постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года. Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка.

Социально-экономические причины трудовой миграции:

1. Неравномерность экономического развития различных стран; пребывание их в разных фазах экономического цикла.

2. Различные уровни доходов в разных странах.

3. Существенное отличие уровней безработицы в странах.

4. Специфика формирования трудовых ресурсов в экономически отсталых странах (перенаселенность, безработица, низкая производительность труда).

5. Относительная дешевизна трудовых услуг слаборазвитых стран.[1]
1.2. Виды и направления трудовой миграции

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни. В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

- миграция из развивающихся в развитые страны;

- миграция в рамках развитых стран;

- миграция рабочей силы между развивающимися странами;

- миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

- миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран, см. рисунок 1. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:

Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.



ðšð°ñ€ñ‚ð¸ð½ðºð¸ ð¿ð¾ ð·ð°ð¿ñ€ð¾ññƒ ð¼ð¸ð³ñ€ð°ñ†ð¸ñ ð²ð¸ð´ñ‹

Рисунок 1 – Виды миграции населения

«Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.[3]

В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.

Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численность прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.

Временная (краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).[4]

Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели.

1.3. Последствия миграции для стран реципиентов и доноров

Современный этап развития мировой экономики характеризуется стабильным ростом масштабов межстрановой миграции, что обусловлено рядом факторов, см. рисунок 2.



http://economyandbusiness.ru/wp-content/uploads/2016/05/573f178f2bb96_img.png

Рисунок 2 – Факторы межстрановой миграции населения

На современном этапе все факторы притяжения и выталкивания условно можно поделить на пять групп: экономические, политические, социальные, культурные и экологические.

К экономическим факторам, прежде всего, относят уровень заработной платы, качество жизни, уровень безработицы, уровень развития экономики и тип налоговой системы. Наиболее влиятельным фактором, который побуждает население к миграции, является уровень заработной платы. Следующим по важности выступает уровень безработицы.

Экономические последствия межстрановой миграции населения для каждой страны оцениваются индивидуально. Они имеют положительные и отрицательные стороны, как для стран-доноров, так и принимающих стран, однако среди них выделяют основные, которые свойственны практически всем странам.

Для страны-донора положительными последствиями являются: получение миграционного капитала, стимулирование развития финансово-банковского сектора, сокращение дефицита платежного баланса, повышение квалификации мигрантов, сокращение безработицы населения, экономия государственных средств на социальные мероприятия поддержки безработных.[5]

Миграционный капитал является значительным инвестиционным источником поступлений валюты в национальную экономику. В развивающихся странах миграционный капитал значительно превышает объемы международной технической помощи и выступает эффективным инструментом борьбы с бедностью. Благодаря созданию мультипликационного эффекта растет потребительский спрос населения, а рост потребления увеличивает доходы бюджета через уплату прямых и непрямых налогов, что в целом способствует оживлению экономики страны. В результате масштабных потоков миграционного капитала осуществляются структурные и технологические преобразования в финансово-банковском секторе развивающихся стран.

Последствием межстрановой миграции населения является ослабление напряжения на рынке труда страны-донора, уменьшается уровень зарегистрированной и скрытой безработицы.

В отдельных случаях перспектива эмиграции может привести к частичному повышению человеческого потенциала в стране происхождения. Спрос на высококвалифированных работников на международном рынке труда стимулирует потенциальных эмигрантов повышать свою квалификацию. Феномен увеличения численности образованных людей в стране эмиграции называется «оптимальной утечкой умов». Работники могут рассчитывать на получение более высоких доходов за границей, поэтому они мотивированы на получение образования.

Среди отрицательных последствий межстрановой миграции населения для стран-доноров следует выделить потерю квалифицированных специалистов, дополнительные расходы на подготовку специалистов, рост цен на товары и услуги на внутреннем рынке, снижение объемов производства, недополучение налогов, усиление зависимости от иностранного спроса на рабочую силу.[6]

Образовательная система, которая функционирует в основном за счет средств государственного бюджета, осуществляет подготовку специалистов, которые будут создавать добавленную стоимость за пределами страны. Кроме того, неконтролируемая миграция ухудшает профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов страны и позволяет осуществлять их планирование. В данных условиях государственный заказ на подготовку специалистов не отображает объективную потребность экономики. В результате «утечки умов» в стране возникает дефицит отдельных категорий специалистов и возникает проблема их подготовки, что требует дополнительных расходов.

Рост цен на товары и услуги на внутреннем рынке страны-донора происходит в результате увеличения валютных ресурсов отдельных домохозяйств без соответствующего повышения покупательской способности основной массы населения.

Мигранты в наиболее производительный период жизни не принимают участие в создании национального дохода. Массовая миграция не способствует наполнению пенсионного и социальных фондов из-за отсутствия отчислений из заработной платы мигрантов. Государство теряет трудовой потенциал, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям. Межстрановая миграция населения – это многомерный процесс, который оказывает неоднозначное влияние на различные сферы экономики принимающей страны. Положительные последствия миграции населения заключаются в получении дешевой и молодой рабочей силы, экономии средств на подготовку специалистов, преобладании интенсивного типа экономики, стимулировании внутреннего спроса со стороны мигрантов.

Перспектива получения дешевой и молодой рабочей силы создает заинтересованность со стороны работодателей, поскольку позволяет экономить финансовые ресурсы. Причем наемные работники получают заработок, который значительно выше, чем в собственной стране. Мигрируют в основном трудоспособные молодые люди в высокоразвитые страны, в которых наблюдается тенденция старения населения и дефицит работников в отдельных секторах рынка труда. Получение подготовленных специалистов положительно влияет на эффективность производства принимающей страны, потому что приводит к повышению конкуренции на внутреннем рынке труда и позволяет работодателям выбирать квалифицированных работников, которые ориентируются в современных технологиях. Местные производители получают возможность внедрять в производство новые технологические решения, не расходуя при этом средства на переквалификацию и обучение персонала.

Правильно построенная миграционная политика способствует повышению эффективности труда, наполнению государственного бюджета и ускоряет экономический рост принимающей страны.

Среди отрицательных последствий межстрановой миграции населения для принимающих стран следует отметить проблемы, связанные с социальной защитой эмигрантов; проблемы трудоустройства местного населения; наличие нелегальных мигрантов; отток национальной валюты.

Межстрановая миграция создает для принимающей страны дополнительные проблемы, связанные с социальной защитой эмигрантов. Государственное регулирование международных экономических отношений способствует решению проблем социальной защиты эмигрантов. Стремление каждой страны защитить своего гражданина за границей требует соответствующего отношения со стороны других стран.

Обостряется проблема поиска места работы для местного населения принимающей страны. Образование «двойного» рынка труда приводит к усилению конкуренции и снижает цену труда на внутреннем рынке. Нелегальные мигранты провоцируют развитие криминала в принимающей стране, подрывают правовую систему. Эмигранты для избегания депортации избегают контактов с органами власти и правопорядка страны.

Миграция населения приводит к оттоку из принимающей страны национальной валюты в форме вывоза или перевода. Расчеты, как правило, осуществляются в долларах США и евро.[7]

Интересы стран-доноров и принимающих стран тесно переплетаются по многим аспектам. Важной особенностью является то, что регулирование межстрановой миграции населения осуществляется не менее, чем между двумя субъектами, которые влияют на разные стадии перемещения населения и не редко преследуют противоположные или не совпадающие интересы.

2 Анализ международной миграции потоков рабочей силы

2.1 Миграционная ситуация в современной России

Конституция Российской Федерации определяет право человека на миграцию, устанавливая (статья 27), что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

В последнее десятилетие внимание к процессам миграции населения в мире и в Российской Федерации значительно возросло в связи с их масштабами и последствиями — как позитивными, так и негативными: политическими, демографическими, финансово-экономическими, социальными и иными. Достаточно отметить, что в 2005–2012 годах и в 2016 году миграция способствовала компенсации отрицательного естественного прироста населения России, в том числе в 2009–2015гг. годах миграция обеспечивала в значительной мере общий прирост численности населения страны.[8]

По данным Росстата, в 2005–2017 годах в Российской Федерации происходил рост основных показателей миграции населения. Увеличение числа прибывших и выбывших приостанавливалось лишь в кризисные годы, продолжаясь в период посткризисного восстановления. Миграционное сальдо (миграционный прирост), определяемое как разность между числом прибывших и числом выбывших, имело положительные значения на протяжении всего рассматриваемого периода, демонстрируя умеренную волатильность.

Начиная с 2007 года в стране был достигнут и в дальнейшем практически ежегодно (за исключением 2010 года) превышался один из целевых показателей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года — обеспечение к 2016 году миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. Выбор этого целевого показателя и определение его количественного значения базируется на параметрах демографического прогноза и стремлении использовать, с учетом его результатов, механизма «замещающей миграции».

Суть этого механизма, как следует из текста концепции, состоит в использовании миграционного прироста для замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости.

Рисунок 3 – Объемы миграции населения в России, тыс. чел.


Умеренная волатильность основных показателей миграции в Российской Федерации в 2005–2017 годах проявляется также в темпах их изменений.

Расчеты показали сходство тенденций изменений относительных и абсолютных показателей миграции населения в России в динамике: снижение в кризисные периоды и рост в посткризисные годы по мере улучшения макроэкономической ситуации, что объяснимо с точки зрения формирования мотивации населения к перемене места жительства.



Рисунок 4 - Динамика показателей миграции населения в Российской Федерации (% к предыдущему году), 2006–2017 годы


Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что решение задачи увеличения миграционного прироста как средства компенсации естественной убыли населения должно базироваться не только и не столько на наращивании объемов приема мигрантов, сколько на сокращении их выбытий, на повышении их приживаемости на новом месте жительства.

Между тем концептуальные подходы к миграционной политике, определенные основными документами стратегического планирования Российской Федерации (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года) предусматривают главным образом стимулирование территориальной мобильности населения и привлечение мигрантов, но не их приживаемости в местах вселения. [9]

2.2 Направления миграции населения

Миграция населения происходит в пределах Российской Федерации — между городскими и сельскими поселениями, между городскими поселениями и между сельскими поселениями — внутри одного района / субъекта Российской Федерации / федерального округа и между ними. Совокупность этих направлений перемещения населения выступает в форме внутренней миграции. Перемещение населения между Российской Федерацией и другими странами происходят в форме внешней (межгосударственной) миграции. Миграционный прирост (сальдо миграции) в целом по Российской Федерации формируется только за счет внешней (межгосударственной) миграции. [10]

Общее представление о направлениях миграции населения в Российской Федерации, а также об их изменениях в 2005–2017 годах дают рисунки 5 и 6. Внутренняя миграция (в пределах России) является основной по масштабам формой миграции,; в конечном счете она предопределяет показатели совокупной динамики и, как показано далее, качественные параметры миграции.

Рисунок 5 - Динамика прибытия населения в разрезе направлений миграции (тыс. чел.), 2005–2017 годы



Рисунок 6 - Динамика выбытия населения в разрезе направлений миграции (тыс. чел.), 2005–2017 годы

Изменялась в 2005–2016 годах также структура направлений внутренней миграции. Она стала приобретать все более открытый характер, свидетельством чего является достаточно стабильное снижение удельного веса миграции населения внутри субъектов Российской Федерации и соответствующее увеличение доли межрегиональных перемещений.

Рисунок 7 - Динамика структуры внутренней миграции в Российской Федерации (%), 2005–2016 годы

На основе представленных данных можно предположить, что в посткризисный период наметилось определенное изменение модели миграционного поведения населения России. Эта модель характеризуется ростом:

- объемов внутренней миграции;

- интенсивности внутренней миграции населения;

- межрегиональной миграции населения в пределах страны.

Согласно данным Росстата об объемах и направлениях внешней (межгосударственной) миграции в 2007–2017 годах, наблюдался достаточно устойчивый рост численности лиц, прибывших из зарубежных стран, за исключением периода экономического кризиса, когда число прибывающих сокращалось. Рост прибытий обеспечивался главным образом за счет жителей стран СНГ, в значительно меньшей степени — за счет мигрантов из других государств.[11]

Рисунок 12 - Динамика прибытий из-за рубежа в Российскую Федерацию (тыс. чел.), 2007–2017 годы

Одновременно с этим в 2007–2017 годах происходило выбытие населения из России за границу — как в страны СНГ, так и в другие государства. Однако динамика выбытий в рамках внешней миграции носила несколько иной характер. Относительную стабильность выбытий в 2007–2011 годах (колебания в интервале от 37 до 47 тыс. человек) сменил скачкообразный рост, начавшийся в 2012 году на отметке 122,7 тыс. человек и продолжавшийся до 2017 года, когда выбытие достигло 377,1 тыс. человек. При этом увеличился объем выбытий как в страны СНГ, так и в другие государства.

Рисунок 13 - Динамика выбытий за рубеж из Российской Федерации (тыс. чел.), 2007–2017 годы

Исходя из приводимых данных, можно сделать вывод о том, что сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней (межгосударственной) миграции в России в период кризиса возобновилось в посткризисные годы и вплоть до 2017 года имело достаточно устойчивый характер.

Можно предположить, что одной из причин формирования данной тенденции явилось устойчивое повышение курса доллара и ослабление рубля в рассматриваемый период, снизившее покупательную способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в экономике России в долларовом эквиваленте, а это важно для иностранных работников, особенно мигрантов из стран, входящих в СНГ, для которых заработок в России является существенным источником доходов семей, проживающих в странах выезда.

За 10 лет курс рубля ослабел в 2,5 раза (с 27,19 рубля в 2006 году до 67,05 рубля в 2016 году). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в Российской Федерации в долларовом выражении хоть и выросла за весь 10-летний период с 395 до 548 долларов, но за 2014–2016 годы сократилась более чем на треть. Подобное сокращение, естественно, не могло стимулировать миграцию в Российскую Федерацию жителей зарубежных стран, особенно экономически развитых, и их приживаемость на новом месте жительства, что и отразилось на динамике сальдо внешней (межгосударственной) миграции в 2007–2016 годах, в первую очередь на сальдо миграции населения группы стран СНГ. [12]

Ослабление курса рубля, таким образом, сдерживало «импорт» мигрантов из-за рубежа в анализируемый период, рост сальдо межгосударственной миграции и, как следствие, достижение соответствующих целевых показателей, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В качестве иной причины сокращения положительного сальдо межгосударственной миграции может рассматриваться слабая динамика показателей уровня жизни населения Российской Федерации в посткризисный период (реальные располагаемые денежные доходы, реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников, уровень бедности и т. п.), которая, судя по всему, выступает в качестве фактора, стимулирующего отъезд россиян за рубеж в поисках более благоприятных условий для жизни. Сохранение подобного тренда в последующие годы, особенно если допустить вероятное улучшение социально-экономической ситуации как в странах-донорах, так и в странах-реципиентах, может осложнить решение задачи обеспечения предусмотренного Концепцией значения показателя миграционного прироста к 2025 году на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

3 Регулирование миграции населения

Регулирование миграции населения в России осуществляется посредством правовых, информационных, финансово-экономических, организационных и иных инструментов.

Госпрограмма переселения соотечественников направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и реализуется, в том числе, для решения демографической проблемы. Проведенное изучение показало, что в настоящее время отсутствуют единые количественные характеристики численности участников данной программы в связи с тем, что ведомства-участники применяют для оценки различные показатели. Согласно данным МВД России и Минтруда России, рост численности населения, прибывающего в Россию в рамках Госпрограммы переселения соотечественников, сопровождался изменением его демографических и образовательных характеристик.

Так, в динамике в составе участников: - снижалась доля мужчин и повышалась доля женщин, - повышалась доля лиц в трудоспособном возрасте и сокращался удельный вес несовершеннолетних и лиц пенсионного возраста, что способствовало повышению уровня экономической активности населения страны.[13]

Реализация мероприятий, связанных с регулированием миграции, определена также Законом о занятости. Законом о занятости населения предусматривается реализация трех групп мероприятий, планирующих территориальное перемещение населения, а именно:

 содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) путем предоставления услуг органами службы занятости;

 содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) путем предоставления услуг органами службы занятости;

 содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

При оказании содействия в данной форме безработным гражданам оказывается финансовая поддержка, включающая:

 оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;

 суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;

 оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.

С учетом результатов проведенного анализа, а также материалов публикаций в СМИ, можно сделать вывод о том, что повышению эффективности государственного регулирования миграции населения будет способствовать:

 корректировка положений, характеризующих цели, задачи, приоритеты миграционной политики России в документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

 улучшение межведомственной координации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции населения, для укрепления обоснованности ряда положений документов стратегического планирования, использования более эффективных мер регулирования, совершенствования механизмов бюджетного финансирования и пр;

 дифференциация системы льгот и компенсаций переселенцам, а также финансовой помощи работодателям в зависимости от категорий привлекаемых работников и регионов вселения;

 использование подходов, применяемых в рамках государственно-частного партнерства, при компенсации расходов на переезд работников.[14]

Заключение:
Подводя общий итог работы следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.

Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.
Список использованной литературы
1 Абрамов В.А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. - М., 2016. - С.20-35.

2 Бадыштова, И.М. Трудовая миграция в России как средство выживания семьи в России. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2016. - С.28-37

3 Бондырева, С. К. Миграция. Сущность и явления. – М.: МПСИ. – 2017. -301 с.

4 Бояркин, Г. Трудовая миграция и экономический потенциал региона// Человек и труд. - 2017. - № 2. – С. 29-34.

5 Витковская, Г. Адаптация вынужденных мигрантов в разных типах поселений в России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. / Под ред. Ж. Зайончковской. - М., 2015. - С.202-203

6 Дмитриев, А.В. Миграция: конфликтное измерение: учебник. – М.: Юнити, 2017. – 345 с.

7 Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2017. - с.28-29

8 Зайончковская, Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2016 - С.10

9 Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения. // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции, 23-24 июня 2003 г., Москва. - М., 2017. - С. 57

10 Иванов, С. Трудовая миграция: факторы и перспективы// Россия в глобальной политике. – 2016. - № 3. – С. 38-42

11 Ивахнюк, И.В. Международная трудовая миграция: учебник. – М.: Теис, 2016. – 227 с.

12 Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда. Адаптация без реструктуризации. - М., 2017. - С.31

13 Кириллова, Е.К. Нелегальная иностранная рабочая сила в России. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2015. - С.141-142

14 Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Учебное пособие. М., 2015, с.48-66






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница