Microsoft Word Метафизика №4 (26) 2017



Скачать 73.02 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата13.05.2018
Размер73.02 Kb.
  1   2   3   4   5   6


41
ФИЗИКА И ФИЛОСОФСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
В.Н. Катасонов
В статье обсуждается возможность выхода за пределы Декартовского дуализма при построении физики. Анализ субъект-объектного отношения приводит к выводу об особой роли сознания в этом отношении. Обсуждается возможность построения физики на базе философской феноменологии. В связи с этим отмечается релевантность Лейбнице-
Кантовско-Маховской интерпретации пространства-времени. Особую роль в этом подходе играет феноменологическая интерпретация математики вообще и теории множеств в осо- бенности.
Ключевые слова: Декартовский дуализм и его границы, реляционное понимание пространства-времени, философская феноменология и конкретные феноменологические исследования, теория множеств, феноменологическая физика.
Современное естествознание, возникшее с XVII столетия, характерно и справедливо гордится своей объективностью. Утверждения современного математического естествознания суть таковы, что они справедливы всегда и везде. Убедиться в них может каждый, кто способен создать соответствую- щую экспериментальную ситуацию. Объективность означает здесь незави- симость от наблюдателя, от его личностных свойств, вкусов, интересов. Ко- нечно, современная физика знает зависимость результатов наблюдений от определенного класса характеристик наблюдателя. В теории относительно- сти пространственные и временные интервалы зависят от того, в какой си- стеме отсчета они измеряются. В квантовой механике был осознан более принципиальный момент экспериментальной ситуации: мы измеряем не действительные параметры изучаемого объекта, а результат его взаимодей- ствия с приборами, так сказать, следы объекта.
Тем самым, говоря о независимости от наблюдателя, мы имеем в виду независимость от определенных свойств наблюдателя. И как провести гра- ницу между свойствами наблюдателя, которые мы считаем совместимыми с объективностью, и свойствами субъективными, зависит от нашего исход- ного до-научного выбора. Принципиально говоря, – то есть, говоря фило- софски, – мы никогда не можем исключить наблюдателя. Без наблюдателя, без человека не существует эксперимента, не существует физики. Вообще, тот образ мира, та картина мира, которую нам предоставляет современная физика, существенно связана с человеком. Мы знаем, что мир с точки зре- ния пчелы или собаки выглядит по другому. В мире для нас существуют го- ры и моря, свет и темнота, тепло и холод именно потому, что так они соот- носятся с нашим телом и с его чувствами. Непроницаемость твердых тел связана с непроницаемостью нашего тела, осознание света или темноты свя- зано с чувствительностью нашего глаза и т.д. Современная наука раздвигает




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница