Microsoft Word Каменев С. В. Научная картина мира От классической к современной Учебное пособие doc



Pdf просмотр
страница1/65
Дата26.04.2018
Размер0.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65



Морской государственный университет имени Г. И. Невельского








С. В. Каменев


НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:

ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ  К СОВРЕМЕННОЙ




Учебное пособие


2
Предисловие


То, что мы думаем о природе, свидетельствует не только о глубине нашего познания мира, но и определяет наше отношение к ней, санкционирует те или иные стратегии практической жизни. Губительность и бесперспективность многих привычных форм природопользования сегодня во многом обусловлены широким распространением общепринятых представлений о реальности, выработанных сотни лет назад в рамках классической науки. Со времен
Декарта и Ньютона научная картина мира претерпела глубокие изменения, однако в массовом естественнонаучном образовании традиционно тиражируется существенно устаревший образ мироздания. Сведения же о достижениях науки последнего столетия, как правило, подаются разобщено, фрагментарно; за массивом конкретных фактов не угадываются контуры того многоликого, живого, изменчивого мира, в котором живет современный человек. Между тем динамика образа Природы, столь по-разному отображаемого естествознанием в разные эпохи, является интересной и поучительной.
Предлагаемое пособие предназначено, прежде всего, для студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания», а также аспирантов, подготавливающихся к сдаче кандидатского минимума.
Материалы работы ориентированы на ознакомление с эволюцией научной рациональности, освоение методологических проблем науки, формирование представлений о неоднозначной логике развития естественнонаучного знания.
Особенность учебного пособия состоит в том, что в центре внимания оказываются не научные факты и конкретные теории, а исходные
аксиоматические установки ученых, господствующие мировоззренческие
убеждения, методологические принципы исследования – все то, что обычно именуют основаниями науки. В своей совокупности основания науки предопределяют формирование той или иной картины мира.
Выяснению обстоятельств институализации естествознания, становления способов научного осмысления природы в начале 17-го века посвящена первая глава пособия. Здесь же приводятся различные модели эволюции научного знания, выработанные в рамках методологии науки. Во второй главе рассматриваются основания и принципы построения классической научной картины мира, господствующей на протяжении трех столетий вплоть до конца
19-го века. Она во многом продолжает предопределять и сегодняшние массовые, обыденные воззрения на природу. В третьей главе отслеживаются обстоятельства кризиса естествознания рубежа 19-20-го столетий, выявляется содержательная новизна неклассических моделей мировосприятия. Проблемы соотношения и согласования различных образов реальности обсуждаются в четвертой, заключительной главе работы. Здесь в сравнительном аспекте дается конспективная характеристика картины реальности, формирующейся на протяжении последних десятилетий в рамках так называемой постнеклассической науки, затрагивается болезненная проблема качественной переориентации современных стратегий природопользования.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница