Microsoft Word Из фомы аквинского doc



Скачать 77.44 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата20.03.2018
Размер77.44 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФОМА АКВИНСКИЙ
«Сумма против язычников», кн. I, гл. 45:

Глава 45 О том, что мышление Бога есть его сущность

Из того, что Бог мыслит, следует, что мышление есть его сущность.
В самом деле: мышление есть акт мыслящего, заключающийся сам в себе, а не переходящий на другое, внешнее, как, например, [акт] нагревания
[переходит] на нагреваемое. Ведь мыслимое не претерпевает ничего оттого, что оно мыслится, а мыслящее [при этом] становится [мыслящим]195. Но всё, что есть в Боге - это божественная сущность. Значит, мыслить - это божественная сущность, и бытие Божье, и сам Бог, поскольку Бог
[тождествен] своей сущности и своему бытию.
Кроме того. Мышление относится к уму как бытие к сущности. Но бытие Божье есть Божья сущность, как доказано выше (I, 22). Значит, мышление Божье есть Божий ум. Но Божий ум - это сущность Бога: в противном случае он был бы акциденцией Богу. Значит, Божье мышление должно быть сущностью Бога.
Далее. Второй акт совершеннее первого; так, созерцание совершеннее знания196. Но знание, или ум - это сама сущность Бога, раз он мыслит, как было показано выше: ибо никакое совершенство не присуще ему по причастности, но только в качестве сущности. Значит, если созерцание не будет его сущностью, то будет существовать нечто, более благородное и совершенное, чем Божья сущность. И тогда Бог не будет пределом совершенства и благости. Но тогда он не будет и первым.
К тому же. Мышление есть акт мыслящего. Значит, если бы мыслящий
Бог не был [тождествен] своему мышлению, то он относился бы к нему как потенция к акту. Но тогда в Боге будут потенция и акт. Что невозможно, как показано выше.
И еще. Всякая субстанция существует ради своей деятельности. Если




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница