Microsoft Word Гайденко 592-603. doc



Скачать 136.57 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата20.03.2018
Размер136.57 Kb.
  1   2   3   4   5   6


В.П. ГАЙДЕНКО
О ТРАКТАТЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО
DE MIXTIONS ELEMENTORUM*
В схоластической литературе во второй половине XIII в. и еще более активно в XIV в. обсуждалась проблема смешения (соединения) элементов. Что представляют собой смеси или смешанные тела, присутствуют ли элементы в смесях и каким образом, сохраняются ли формы элементов в смешанных телах и т. д. — такого рода вопросы восходят к натурфилософским сочинениям Аристотеля Физике, О небе, О возник-
новении и уничтожении. Они и ставятся в схоластике в связи с разбором этих аристотелевских сочинений, и при их рассмотрении средневековые авторы опираются на высказанные в них суждения. Интерес к этой проблеме не был случайным проблема смешения или соединения элементов была одним из критических пунктов аристотелианской натурфилософии. Рассмотрение этой частной проблемы — а именно так она и формулируется Аристотелем — требует не только анализа самых фундаментальных понятий аристотелевской философии, таких, как форма и материя, способность (потенция, действительность и действие актуальность, акт, но ив известном смысле, их переосмысления, так как в аристотелевском объяснении того, как возможно смешение, остается некая неопределенность.
Прямо этот вопрос ставится в работе О возникновении и уничтоже-
нии (книга I, глава 10): Нужно рассмотреть, что такое смешение, что такое смешанное, каким вещам смешение присуще и как, а также и то, действительно ли бывает смешение, или это заблуждение (327а31-35)
1
Возникающее здесь затруднение состоит в том, что если исходные эле Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект
№ 99-03-19708).
1
Аристотель, Сочинения в четырех томах, т. 3 (Мс. 413.
О трактате Фомы Аквинского ____________________________ менты не присутствуют в смеси, то имеет место вовсе не смешение, а уничтожение и возникновение, а значит смешения никакого не происходит. Если же смешиваемые компоненты присутствуют в смешанном веществе как таковые, то есть сохраняют свою форму, то опять-таки будет не подлинное смешение, когда окончательная смесь — это новое вещество, со своей формой, а лишь кажущееся, когда на самом деле смесь состоит из частиц, представляющих собой исходные элементы, которые просто неразличимы ввиду своей малости. Поэтому, с одной стороны, следует допустить, что исходные компоненты некоторым образом присутствуют в смеси, нос другой стороны, что элементы в смеси не сохраняют свою форму. Ясного объяснения того, как это возможно, Аристотель не дал.
Утверждая, что даже если смешиваемые тела разделены на такие мелкие частицы и расположены рядом друг с другом таким образом, что каждая из них недоступна чувственному восприятию, но пока смешиваемые части сохраняются как малые частицы (а 7)
2
, нельзя говорить о смешении, Аристотель ввел различение между тем, что схоласты впоследствии стали называть mixtio ad sen-
sum, — это соответствует физической смеси в теперешнем смысле этого термина, — и mixtio secundum veritatem, что в большей мере соответствует нашему понятию химического соединения. Заметим, что латинский эквивалент аристотелевского понятия смешениеmixtio, то есть смесь или смешение, можно перевести и как соединение, когда это истинная смесь, равно как производное от него понятие смешанное
mixtum может быть переведено и как смешанное тело или вещество, и как смесь, и как соединение. Понятие смеси {mixtio) Аристотель определил следующим образом Смесь — это объединение способных к смешению веществ, когда они уже изменились в качестве (328b23-24)
3
(«mixtio est mixtibilium alteratorum unio»). На вопрос, как элементы содержатся в соединении, Аристотель ответил только очень кратко, не давая подробного разъяснения. Так как одни вещи существуют ввоз- можности, другие — в действительности, то допустимо, что смешанные вещи некоторым образом существуют и не существуют, когда в действительности из них возникло нечто, отличное от них, а в возможности еще существуют обе вещи, какие они были до смешивания, и они не погибли. Смешиваемые вещи — это, очевидно, вещи, которые, будучи вначале разъединившимися, соединились, но могут вновь разъединиться. Они не остаются в действительности так, как тело и белый цвет, но и не уничтожаются ни одна из них, ни обе, потому что сохраняется Там же, с. 414, 415.
3
Там же, с. 416.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница