Microsoft Word 07 Глава 3n doc



Скачать 79.45 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата15.02.2018
Размер79.45 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5


Глава 3. Теоретические основы электронных учебников
3.3. Иллюстративная и когнитивная функции мультимедиа
Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Так, системы интерактивной графики, анимации, цифрового видео позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление. Эти и ряд других возможностей слабо еще осознаны педагогами, в том числе и разработчиками систем электронного обучения, что не позволяет в полной мере использовать учебный потенциал мультимедиа.
Воздействие интерактивной компьютерной графики на интуитивное, образное мышление привело к возникновению нового направления в проблематике искусственного интеллекта, названного когнитивной (т.е. способствующей познанию) компьютерной графикой [45]. В наших работах когнитивные аспекты компьютерной графики были исследованы применительно к компьютерным системам учебного назначения и в дальнейшем обобщены на более широкий спектр мультимедиа информации [171, 172].
Дуализм мышления. Человеческое сознание использует два механизма мышления [135]. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим, алгебраическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, геометрическим, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление - с правым полушарием.
Основные различия в работе полушарий головного мозга человека обнаружил американский ученый
Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией [153]. Человек, у которого было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то сделать с предметами материального мира или их изображениями. Когда же работало одно «правое» полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался с произведениями живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить.
Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире. Левое полушарие представляет собой как бы большую и мощную ЭВМ, имеющую дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. - все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином "интуиция", и является правополушарной областью деятельности мозга.
Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления. Любопытны высказывания крупных ученых о роли интуиции в научной деятельности. «Подлинной ценностью, - говорил А. Эйнштейн, - является, в сущности, только интуиция. Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает, в основном, минуя символы (слова) и к тому же бессознательно» [217]. А. Пуанкаре высказывается еще более определенно: «Для того, чтобы создать арифметику, как и для того, чтобы создать геометрию, или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова «интуиция» [138].


Каталог: news
news -> «Система государственного управления как фактор повышения конкурентоспособности»
news -> Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года
news -> Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности
news -> Г., Кондрашова Л. И. Институциональный анализ китайской модели: теоретическая дискуссия и прогноз
news -> Жан-Поль Сартр «Введение» к книге Жана Жене «Богоматерь Цветов»
news -> Презентация научно-методического сборника «Социальное обслуживание семей и детей» (выпуск №7) в спб гбу «Городской информационно-методический центр «Семья»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница