Методология



Скачать 361.67 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата30.01.2018
Размер361.67 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МЕТОДОЛОГИЯ
В.С. ШВЫРЕВ
Рациональность
в современной культуре*
Анализ природы рациональности, ее места и значения в системе человеческой жизнедеятельности, роли как культурной ценности, взаимоотношений с другими фор- мами и типами мироориентации представляет в настоящее время одну из наиболее интенсивно обсуждаемых тем как в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Драматизм и острота постановки данной проблемы, связанная, как будет показано ниже, в конечном счете с обсуждением правомерности продуктивного использования самого понятия "рациональность", требует рассмотрения не каких-то частных аспек- тов, а самой сути проблемы в ее наиболее общей и принципиальной форме - фило- софско-мировоззренческого анализа рациональности как определенного типа отноше- ния человека к миру, способа его "вписывания" в мир.
Нередко проблема рациональности в целом отождествляется, по существу, с проб- лемой фиксации точных критериев рационального познания и прежде всего научной рациональности. Для такого подхода, конечно, есть основания. Идет ли речь о рациональности сознания или рациональности действия, под "рацио" подразумевается прежде всего определенная форма познающего мышления. Кризис идеи рацио- нальности в современном сознании, безусловно, связан с размыванием четких кри- териев рациональности познания, в первую очередь научной рациональности. Здесь- то и следует вспомнить, что проблема рациональности в принципе шире проблемы рациональности в науке и в теоретическом познании вообще. Она охватывает не только рациональные формы сознания, познания и знания, но и основанные на рацио- нальном сознании способы человеческого действия, поведения. Существует различие сознания, вплетенного в ткань реальной жизнедеятельности людей в качестве ее идеального плана, и сознания, выделенного из этой жизнедеятельности и ставшего предметом рефлексии. Рациональность как таковая, как определенный тип работы
сознания, охватывает оба этих смысла.
Этот тип работы сознания, будь то в теоретическом познании (в философии и в науке) или в различных видах практической жизнедеятельности, и составляет спе- цифику рационального отношения к реальности, взятой в самом широком смысле как совокупность внешнего мира, окружающего человека, и его внутреннего ментального мира. Этот специфический (рациональный) тип отношения к реальности, как мы по- стараемся показать ниже, связан с определенным способом работы, с идеальным планом деятельности вообще, т.е. деятельности, охватывающей любые формы человеческого опыта.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Ш в ы р е в Владимир Сергеевич - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Института философии РАН.
105


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница