Методология психологии на современном этапе: проблемы и перспективы



Скачать 126.6 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата30.06.2018
Размер126.6 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Мазилов В.А.
Методология психологии на современном этапе: проблемы и перспективы
В последние годы наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической проблематике. Более того, в последние годы на страницах ведущих психологических журналов развернулись дискуссии, посвященные обсуждению вопросов методологии психологии (см. «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Методология и история психологии» и др.). Это обстоятельство не может не радовать, т.к. увеличение интереса к методологии обычно бывает связано (как свидетельствует история психологии) с появлением новых теоретических подходов и существенным продвижением в разработке предметного поля психологии. Вместе с тем нельзя не отметить, что интенсивные методологические поиски пока не привели к созданию концепции
методологии. Большинство авторов, обсуждающих вопросы методологии психологии, явно или неявно исходят из известного «определения» методологии, данного в далеком 1926 году Львом Семеновичем Выготским.
Указывая, что разработка новой методологии необходима, Выготский писал:
«Какая будет эта методология и скоро ли она будет, мы не знаем, но что психология не двинется дальше, пока не создаст методологии, что первым шагом вперед будет методология, это несомненно» (Выготский, 1982, с.422-
423). Методология определялась Выготским как «общая психология»,
«диалектика психологии», совокупность принципов и «опосредующих теорий»,
«критики» психологии (Выготский, 1982, c.420-421). «Нужна методология, т.е. система посредствующих, конкретных, примененных к масштабу данной науки понятий» (Выготский, 1982, c. 419).
Как хорошо известно, сам Выготский разработать концепцию методологии не успел.
Многим психологам такая позиция в отношении методологии представляется оправданной и сегодня: отдавая дань постмодернизму или разделяя популярные в последние годы идеи плюрализма, авторы полагают, что методология должна представлять собой набор, совокупность определенных положений (в том числе и существенно различных), приложимых в различных случаях и по различным поводам. Некоторые авторы говорят о
«множественности методологических подходов и соответственно средств методологического анализа» (Корнилова, 2006, с. 94).
Возникает важнейший вопрос: как эта совокупность понятий, принципов и пр. должна быть организована, что объединяет методологический аппарат в единую систему? Как должны соотноситься между собой различные методологии?
В советской психологии первый вопрос решался «автоматически»:


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница