Методологический замысел исследования и его основные этапы



Скачать 386.2 Kb.
страница1/8
Дата05.06.2018
Размер386.2 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8


Лекция 4-5

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебные вопросы:

1. Методы и методология научного познания.

2. Сущность научного исследования.

3. Методологический замысел научного исследования и его основные этапы

4. Методика написания научного исследования.

1. Методы и методология научного познания
Философия давно, еще с Сократа и Платона интересуется проблемой метода познания, а с XVII века, с появлением экспериментальной науки, изучением природы научного познания и разработкой его методов активно начинают заниматься ученые, работающие в конкретных областях науки, в первую очередь - физики. Постепенно в науке сформировалось специальное учение о методе, получившее название методологии. В настоящее время методологические исследования хотя и носят междисциплинарный характер, но ведущую роль в них по-прежнему играет философия. Познакомимся подробнее с понятиями «метод» и «методология».

Метод в переводе с греческого означает способ познания, исследования природы и общества, прием, способ или образ действия.



Метод в науке - это совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей.

Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на три основные группы: (Слайд 2)

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие, и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания.



Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные, или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы физики, биологии, политологии или социологии, а также и, естественно, системного анализа.

Особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница