Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов



Дата04.06.2018
Размер30.5 Kb.

"Методология - совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в какой-либо науке;

область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей д е я т е л ь н о с т и" - совокупность методов, применяемых в какой-либо области"

Методология науки изучает научное знание и научную деятельность.

"Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная Методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная Методология).

В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта"

Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и переходов к интеграции изучаемого материала.

В современной литературе под Методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Наиболее важными точками приложения Методологии является постановка проблемы.

Наиболее значительный вклад в анализ этой проблемы внес Аристотель в V в. до н.э. Он рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания. Начатки Методологии просматриваются в работах древнегреческих ученых.

Родоначальником Методологии в собственном смысле слова является английский философ Френсис Бэкон (1561-1626

Следующий шаг в развитии Методологии был сделан французским мыслителем Рене Декартом (1595-1650). Декарт сформулировал проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта. Он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности. Тем самым было положено начало исследовательского вопроса, как достижимо истинное знание - на каких интеллектуальных основаниях и с помощью каких методов рассуждения.

Методология начинает выступать как философское обоснование методов познания.

Немецкие философы и, прежде всего Гегель, подчеркивали роль диалектики как всеобщего метода познания и духовной деятельности вообще на идеалистической основе. Этот результат был удержан и коренным образом преобразован на материалистической основе в марксистско-ленинской философии.

Органическое соединение научно-теоретической и практической направленности позволило диалектическому материализму играть ведущую роль в социальной практике и духовно-культурной жизни в науке, выступая в роли универсальной всеобщей методологии.

Методология имеет общие черты с теорией познания и социологией.

От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего - его содержательные основания, методологию отличает акцент на средствах познания.

От социологической науки и других отраслей науковедения Методология отлична направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания.

Существует несколько классификаций методологии. Одной из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную.

Первая включает в себя такие проблемы, как структура научного знания вообще и научной теории в особенности, законы порождения, функционирования и изменения научных теорий, понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин.

Формальные аспекты Методологии связаны с анализом языка науки, вопросом о логической структуре научного знания. С этого началось развитие Методологии науки как самостоятельной области знания. Вспомним "органон" Аристотеля.

Принципиальное значение имеет деление Методологии, основанное на представлении о различных уровнях методологического анализа. Различают два вида методологии:

философскую и

социально-научную

Методологическую функцию выполняет вся система философского знания.

Наиболее адекватную философскую базу научного познания дает диалектический и исторический материализм, причем роль Методологии в равной мере осуществляют диалектика и материализм, а применительно к социальному познанию диалектический материализм в единстве с историческим материализмом.

Важное методологическое значение имеет мировоззренческая интеграция результатов науки, даваемая с позиций диалектики и материализма.

Философский уровень методологии функционирует в качестве системы предпосылок и ориентировок познавательной деятельности.

Сюда входят как содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская "картина мира"), так и формальные (т.е. относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю).

Одной из кардинальных методологических проблем является определение специфики различных сфер познания, в особенности специфики гуманитарного познания в сравнении с естественнонаучным.



Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, связи обучения с жизнью, индивидуально-личностного подхода.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница