Методика социологических опросов сходства до степени смешения



Скачать 363.96 Kb.
страница1/7
Дата14.05.2018
Размер363.96 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7




117218, г. Москва, ул. Кржижановского 24/35, корп. 5

http://www.socexpertiza.ru

Тел./факс (495) 662-97-95

e-mail: info@socexpertiza.ru


МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ

СХОДСТВА ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ

(проект, версия от 28.02.2013)

Москва, 2013

Оглавление




Оглавление 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ 7

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СХОДСТВА 18

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ 20

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСА 23

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 24

6. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОПРОСА 25




ВВЕДЕНИЕ


Настоящая методика применяется при планировании и организации социологических опросов для целей определения наличия или отсутствия сходства до степени смешения между средствами индивидуализации. Задачей таких опросов является получение объективной, надежной и достоверной информации о восприятии средств индивидуализации потребителями товаров, услуг или работ определенного рода.

Методика предназначена, прежде всего, для использования организациями, специализирующимися на проведении социологических исследований. Она не рекомендуется к самостоятельному применению лицами, не имеющими профессиональной социологической подготовки и опыта проведения формализованных опросов населения, так как в этом случае надежность и достоверность полученных результатов не может быть гарантирована. Соблюдение изложенных норм и правил профессиональными социологами служит показателем объективности, надежности и достоверности выводов исследования, наряду с профессиональной репутацией и научными заслугами его исполнителей. Эти выводы являются не частным мнением лиц, проводящих опрос, а фактом, установленным с использованием теоретически обоснованных и практически апробированных процедур.

Методика опирается на научную литературу, содержащую профессиональные рекомендации, нормы и правила для проведения социологических исследований, а также на следующие нормативные документы:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации.

2) Федеральный закон «О персональных данных» с изменениями и дополнениями на 25.07.2011.

3) Стандарт ISO 20252:2012 «Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. Словарь и сервисные требования» (вторая редакция). Введен в действие Международной организацией по стандартизации 01.04.2006. Вторая редакция вступила в силу 22.05.2012.

4) Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство. Утверждены приказом Роспатента от 31.12.2009.

5) Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. Утверждены приказом Роспатента от 31.12.2009.

6) Рекомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российский Федерации. Утверждены приказом Роспатента от 01.06.2001, с изменениями от 02.04.2004.

7) Профессиональный кодекс социолога. Принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации 1987 года.

8) Этический кодекс Международной социологической ассоциации. Принят Исполнительным комитетом Международной социологической ассоциации на ежегодном собрании 2001 года.

9) Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований. В редакции от 01.01.2008.

Под средствами индивидуализации понимаются коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, элементы фирменного стиля, дизайна упаковки, имена разработчиков и изобретателей, наименования мест происхождения товаров, доменные имена, а также любые другие обозначения и признаки, служащие для потребителей критериями различения и выбора товаров и услуг.

Средство индивидуализации считается сходным до степени смешения с другим средством индивидуализации, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия1.

Исследование сходства до степени смешения может проходить в двух основных форматах (которые могут сочетаться):

1) опрос потребителей;

2) опрос экспертов.

Потребителями признаются лица, приобретающие (от своего имени или от имени организации) с заданной периодичностью или в заданный срок товары или услуги, входящие в группу товаров, услуг или работ, в которой используются тестируемые средства индивидуализации, и проживающие на территориях, на которых осуществляется продажа товаров или услуг, маркируемых тестируемыми средствами индивидуализации. Если покупателем и конечным потребителем товара или услуги являются разные лица (например, при исследовании питания для маленьких детей), то в исследование, как правило, отбирается покупатель. Конечный потребитель в этом случае может не участвовать в опросе, так как он не принимает решения о покупке, хотя и может оказывать влияние на это решение (такое влияние может быть исследовано дополнительно, но это не является обязательным).

При определении наличия или отсутствия сходства до степени смешения не рекомендуется руководствоваться данными опроса всего населения, без ограничений по периодичности или сроку потребления товаров, услуг, работ. Так как ответы респондентов, не имеющих актуального опыта потребления на конкретном рынке, будут даваться в виде необоснованных предположений, они будут обладать низким качеством. Эмпирически было показано, что реальные потребители дают надежные и достоверные ответы, основанные на реальной ситуации выбора, а люди, еще не имеющие того опыта, который будет определять их решение, напротив, дают ответы недостоверные и ненадежные2. Тем не менее, данные опроса всего населения могут использоваться для подтверждения надежности выводов опроса потребителей и/или экспертов.

Экспертами для целей опроса экспертов признаются лица, в силу своей профессиональной квалификации и занимаемой должности владеющие информацией о поведении потребителей товаров, услуг или работ определенного рода. К экспертам могут относиться, например:



  • сотрудники сетей по продаже соответствующих товаров, услуг или работ;

  • сотрудники рекламных и маркетинговых агентств, занимающиеся продвижением соответствующих товаров, услуг или работ;

  • сотрудники организаций, занимающихся изучением конъюнктуры соответствующих рынков;

  • сотрудники научно-исследовательских и образовательных учреждений, специализирующиеся на изучении соответствующих рынков, товаров, услуг или работ;

  • журналисты, регулярно пишущие на соответствующие темы

  • и т.д.

Группа товаров, услуг, или работ, в которой используются тестируемые средства индивидуализации, может определяться на основе Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и других классификаций, соответствующих специфике задач исследования. Например, при исследовании сходства товарных знаков может быть целесообразным использование МКТУ, при исследовании сходства фирменных наименований – ОКВЭД и т.д.

Группы товаров, услуг или работ разделяются на продаваемые юридическим и физическим лицам. Каждая из этих категорий, в свою очередь, разделяется на товары, услуги и работы массового, немассового и редкого потребления.

В случае, если средство индивидуализации используется для группы товаров, услуг или работ, предназначенных для юридических лиц, в качестве респондентов выступают сотрудники юридических лиц, закупающих соответствующие товары, услуги или работы. Если средство индивидуализации используется для группы товаров, услуг или работ, предназначенных для физических лиц, респондентами выступают сами эти физические лица. Для товаров, услуг и работ массового спроса (для физических лиц это, например, продукты питания, широко применяемые лекарственные средства, готовая одежда и обувь и т.п., для юридических лиц – канцелярские товары, расходные материалы, горюче-смазочные материалы и т.п.) рекомендуемый срок покупки, достаточный для включения потребителя в выборку – не менее 30 дней до момента опроса. Рекомендуемая частота – не менее 1 раза в месяц. Для товаров, услуг и работ немассового спроса (для физических лиц, например, дорогостоящая электроника и бытовая техника, автомобильные запчасти, строительные материалы и т.п., для юридических лиц, например, офисная мебель, дорогостоящая вычислительная техника, бухгалтерское программное обеспечение и т.п.) рекомендуемый срок покупки, достаточный для включения потребителя в выборку – не менее 180 дней (6 месяцев) до момента опроса. Рекомендуемая частота – не менее 1 раза в полгода. Для товаров, услуг и работ редкого потребления (для физических лиц, например, недвижимость, автомобиль, ценные бумаги, и т.п., для юридических лиц, например, услуги разработки торговой марки, узкоспециализированное программное обеспечение, высокотехнологичное оборудование и т.п.) рекомендуемый срок покупки, достаточный для включения потребителя в выборку – не менее 1 года до момента опроса. Рекомендуемая частота – не менее 1 раза в год.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница