Методические указания по курсу философии Тема возникновение философии и ее роль в обществе томск 2012 Рекомендованы методическим семинаром кафедры философии



страница1/7
Дата25.05.2018
Размер0.7 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Методические указания

по курсу философии

Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Томск 2012

Рекомендованы методическим семинаром кафедры философии

Составитель д.ф.н. профессор Чешев В.В.

Методические указания предназначены для студентов ТГАСУ, изучающих курс «Философия». Все специальности.

ВСТУПЛЕНИЕ
Термин «философия» пришел из Древней Греции. Буквальный перевод этого слова означает «любомудрие» или любовь к мудрости. Как полагают историки, этот термин впервые стал употреблять древнегреческий мыслитель Пифагор, известный также своими познаниями в математике. Что же означало это самое любомудрие, какую мудрость искала философия?

Ответ на этот вопрос нужно искать в самой природе человека и человеческого общества. Точнее сказать, речь идет о том, что человеческое поведение, более того, человеческое отношение к миру опосредовано сознанием. Это означает, что социальное поведение человека или отдельных социальных групп не может быть инстинктивным. Оно предполагает участие сознания, в котором есть определенное представление о природном мире, об обществе, о других людях. На основе этих представлений складывается система мотиваций человека и представление о возможных и допустимых в культуре общества средствах их реализации. В далеком прошлом в поведении человека архаического родового общества решающую роль играли мифологические представления о мире, поддерживаемые верованиями, ритуалами, всей организацией жизни такого сообщества. Но в истории развитии народов рано или поздно наступал такой период, когда организация общественной жизни становится все более рациональной (наличие законов есть выражение такой рационализации). Тогда происходит также рационализация сознания. Последнее означает, что вся совокупность мировоззренческих представлений о мире и человеке приобретает характер абстрактно-теоретических учений. Это и был период становления философии. Любомудрие, о котором говорил Пифагор и другие мудрецы Древней Греции, представляло собой рассуждения о том, что есть мир, что есть человек и человеческое общество, и каковы цели и смысл человеческого существования. Ответ на последний вопрос был главной целью философских построений, и сам этот ответ зависел от представления о взаимоотношении мира и человека. Иначе говоря, что есть мир и что есть человек, - вот основные проблемы философских размышлений с момента возникновения философии.

Последнее означает, что основной задачей философии в период ее становления и последующего развития являлось и является рациональное теоретическое обоснование мировоззрения, или, иными словами, придание мировоззрению формы теоретического сознания. Мировоззрение представляет собой наиболее важную составляющую в содержании человеческого сознания. Оно есть по сути совокупность представлений об окружающей человека социальной и природной действительности, причем в мировоззрение включены такие именно представления, которые отражают характер отношения человека к внешней реальности и характер ценностей, определяющих мотивации и поведение людей. В отличие от животного человек реагирует не на непосредственные внешние воздействия. Все воздействия и события в окружающем мире осознаются и оцениваются человеком. Мировоззрение и есть такая совокупность представлений о мире, которая позволяет определенным образом осознавать и оценивать внешнюю реальность, а также определяет стратегию человеческого поведения в этой реальности. Ведь мы всегда относимся к тем или иным предметам и событиям в соответствии с тем, что мы о них знаем или что мы о них думаем. Мировоззрение дает нам картину окружающей реальности и по этой причине определяет наше отношение к ней.

Мировоззрение исторически развивается и изменяется в соответствии с развитием общества и развитием человеческого познания. Известны, по крайней мере, три типа мировоззрения, игравшие или играющие определяющую роль в те или иные периоды жизни общества, именно, мифологическое, философское (оно же теоретическое, научное, рациональное и т.п.) и религиозное мировоззрение. Исторически произошло так, что философское (умозрительно-теоретическое) мировоззрение пришло на смену мифологическому сознанию. Для этого были весьма веские причины, связанные с развитием общества, изменением условий его жизни, изменением образа жизни людей в этом обществе, наконец, появление нового мировоззрения обусловливается и изменяющимся мирочувствованием, которое формируется как весьма непосредственная реакция на общественные условия жизни. Поэтому возникновение философии следует рассматривать как отражение изменений в мировоззрении общества, обусловленных новыми условиями жизни общества.

Первые философские учения возникали на Древнем Востоке, в Китае и Индии, еще в начале первого тысячелетия до новой эры. В западной Европе философские учения появились в Древней Греции в 6 веке до н.э. В обоих случаях возникающие философские учения имели своим предшественником мифологическое сознание. Как на Востоке, так и на Западе философия стремилась дать картину мира в большей или меньшей степени освобождающуюся от мифологических воззрений прошлого. В том и другом случае философские учения возникали наряду с существовавшим и продолжавшим существовать мифологическим мировоззрением большинства общества. Смена мировоззренческих ориентиров осуществляется обычно в течение достаточно продолжительного исторического периода и, как правило, в обществе одновременно сосуществуют различные мировоззренческие представления при доминировании какого-то одного из них. В жизни образованных слоев древних обществ мифологические представления замещались философскими либо религиозно-философскими учениями, соединявшими рациональное умозрение с элементами мифологического сознания.

Философия представляет собой рациональное (разумное) осмысление мировоззренческих оснований человеческого бытия. Это не значит, что все люди в обществе выстраивают свое мировоззрение через изучение философии. Философия является необходимой составляющей общественного сознания, она свидетельствует о высокой степени рефлексии (самосознания) в обществе. Через философию получают обоснование основные ценности культуры, ее мирочувствование, ее фундаментальные мотивационные установки (ментальность). Поэтому философия представляет собой рефлексию, осуществляемую определенными социальными группами, в то время как значительная часть общества может не руководствоваться непосредственно философскими учениями, принимая мировоззренческие установки через образцы социального поведения. Сами философские учения воздействуют на жизнь общества опосредованно, через действия и поступки людей, осмысливающих основные ценности человеческого бытия, через отражение подобного осмысления в искусстве, в политике, идеологии и других сторонах общественной жизни.

Философия оказывает мировоззренческое воздействие не только через картину мира, как это было на первых порах развития философских знаний. В тот или иной период важную роль в мировоззрении людей могли играть представления о человеческом разуме и человеческом познании, важное значение могла приобретать философия истории, исследующая глубинные процессы развития общества. В современных условиях решение мировоззренческих вопросов концентрируется вокруг учения о сущности человека.

В 19 веке в Западной Европе сформировались такие философские направления как позитивизм, философия жизни и марксизм, представляющий новую форму материализма. В 20 веке развитие этих философских направлений было дополнено рядом новых философских учении, ряд которых возник как соединение тех или иных естественнонаучных или гуманитарных исследований с философским умозрением. К таковым следует отнести фрейдизм, сосредоточившийся на роли бессознательного в жизни индивида, структурализм, социобиологию и ряд других направлений. Из философских учений, формировавшихся в контексте развития самой философии и переосмысления ее проблем можно назвать нео- и пост-позитивизм, феноменологию сознания (феноменологическая философия), экзистенциализм, неотомизм, современную философию постмодерна и т.п.

В Древней Руси мифологическое мировоззрение было заменено христианским религиозным миропониманием. По этой причине и в силу особенностей развития русской цивилизации философские учения начинали интенсивно проникать в образованные круги России лишь в 18 веке в связи с новыми условиями общественного развития и общественной жизни. Собственные оригинальные философские учения в России начинают складываться во второй половине 18 века и в еще большей степени в 19 веке. Русская философская мысль была направлена преимущественно на осмысление человеческой истории, а также смысла и высших целей человеческого существования. Наиболее значительные успехи достигнуты русской философией в исследовании природы человека как нравственного существа. На территории советской России эта традиция в развитии русской философии была прервана после революции 1917 года, когда стала формироваться официальная марксистская идеология и преподаваться исключительно марксистская философия. В настоящее время наследие русской философии 19 века переосмысливается в контексте новых испытаний, выпавших народам России.

П Л А Н


семинарского занятия по теме:

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ»


1. Необходимость мировоззрения в обществе, структура мировоззрения, соотношение миропонимания и мировосприятия (мироощущения). Исторические формы мировоззрения.

2. Философия как миропонимание. Эволюция мировоззрения и необходимость возникновения философии. Общественно-исторические причины и условия возникновения философии на Древнем Востоке и Западе.

3. Структура философского знания. Взаимоотношение мыслящего субъекта и действительности как основная проблема философии.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. А.Г.Спиркин. Философия. М.: Юрайт, 2011.

  2. Е.Г.Родчанин, В.И.Колесников. Философия. Для технических вузов. М.,2008.

  3. А.С.Кармин, Г.Г.Бернацкий. Философия. 2-е изд. – СПб.,2009.

  4. Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проспект. Культура, 2008.

  5. Чешев В.В. Мировоззрение и его роль в обществе. Методическое пособие для студентов ТГАСУ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев Л.Н. Древо жизни. - М.: Современник, 1983. - С. 37-51, 60-76.

2. Богомолов АС. Античная философия. - М: Изд-во Моск. университета, 1985. - С. 15-22.

3. Введенский А.И. Метафизика и ее задачи. Истинное и кажущееся бытие // Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. - М: Изд-во политической литературы, 1990. - С. 383-386.

4. Гулыга А. Философия в поисках смысла жизни // Диалог. - № 12. - С. 96-98.

5. Давыдов Ю.Н. Раздумья о философской культуре // Вопросы философии. – 1988. - №3. – с.57-70.

6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1989. - С. 297-314.

7. Рыбаков Б.Н Рождение богов и богинь // Мифы древних славян. - Саратов: Надежда, 1993. - С. 146-246.

8. Соловьев B.C. Сочинения в 2 томах. – М.: Изд-во Правда, 1989. - Т. 1. - С. 15-18.

9. Соловьев B.C. Исторические дела философии // Вопросы философии. - 1988. -№8. - С. 118-125.

10. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии, 1993. - № 3. - С. 94-96.

11. Франк С.Л. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки // Философия и мировоззрение. - С. 119-122.

12. Чанышев АН. Курс лекций по древней философии - М.: Высшая школа. - С. 16-27, 33-40.


Интернет-ресурсы

http://filosof.historic.ru/

http://www.antropolog.ru/

http://www.velikanov.ru/philosophy/ (электронный словарь)

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1.Особенности мифологического сознания и мифология древних славян.

2.Мифологические представления древних греков.

3.Условия возникновения философии в Древней Греции.

4.Особенности становления философии Древнего Востока.

4. Философия и современный мир.
Контрольные вопросы:
1.Необходимость мировоззрения в обществе. Причины появления мировоззрения.

2.Миропонимание и мирочувствование, их соотношение.

3.Картина мира в философии. Что такое онтология?

4.Мифология и философии, в чем их различие?

5.Какова связь между философским и религиозным сознанием.

6.Философская антропология, ее задачи в структуре философии. .

7.Что такое гносеология? Какую роль выполняет гносеология в структуре философии?

В ходе изучения темы должны быть освоены следующие понятия:


мировоззрение, мирочувствование (мировосприятие), миропонимание, мифологическое сознание, религиозное сознание, философское (рационально-теоретическое) сознание, онтология, гносеология, философская антропология.

Каталог: upload -> files -> additional
additional -> Проблема человека в философии
additional -> Ортега также дает обобщенную картину эволюции техники, разделяя ее историю на три главных периода, напоминающие описанную выше классификацию данную Мэмфордом
additional -> Тгасу методические указания Тема №4: Проблема бытия и проблема развития в современной философии Томск 2012
additional -> Методические указания Тема предмет психологии как науки, ее строение и методы томск 2011 г
additional -> Философия техники
additional -> Западно –европейская философия
additional -> Тгасу методические указания по философии Тема 3 : русская философия томск 2012
additional -> План семинарского занятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница