Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета



страница1/22
Дата14.01.2018
Размер269 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет гражданской

авиации»


Философия
Программа и методические указания по изучению курса
Для студентов заочного факультета

Санкт-Петербург

2009

Одобрено и рекомендовано к изданию Методическим советом Университета


Ш87 (03)
ФИЛОСОФИЯ: Программа и методические указания по изучению курса / Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Санкт-Петербург. 2009.
Издаются в соответствии с программой курса «Философия». В методических указаниях даны: программа курса «Философия», методические указания по курсу, библиография по каждой теме, список экзаменационных вопросов, список тем контрольных работ.

Методические указания предназначены для студентов заочного факультета.

Составитель А. В. Преображенская, канд. филос. наук, доцент.

Рецензент Л.М. Емельянова, канд. филос. наук, доцент.



Тематический план курса «Философия»


№ п/п

Наименование темы

дисциплины



Л

С

СРС

Всего

1.

Введение в философию













2.

Античная философия













3.

Философия Средневековья и эпохи Возрождения













4.

Философия Нового времени













5.

Отечественная философия кон.XIХ-XX вв.













6.

Современная философия













7.

Онтология













8.

Сознание как предмет философии













9.

Теория познания













10.

Теория научного познания













11.

Философская антропология













12.

Социальная философия













13.

Философия науки и техники













14.

Философия будущего















Всего














Программа курса

Тема 1. Введение в философию

Предмет философии. Человек в мире как главная тема философских размышлений.


Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура. Философия как вид мировоззрения. Место философского знания в мировоззрении человека. Специфика философского знания, отличие философии от науки, мифологического и религиозного типов мировоззрения. Структура философского знания.

Место и роль философии в системе культуры. Источники философского знания, взаимоотношение философии и конкретных естественных, социальных и гуманитарных наук.



Раздел 1. История философии

Тема 2. Античная философия
Особенности философского мышления античности. Фундаментальные проблемы античной философии и этапы ее развития. Ранняя греческая натурфилософия. Милетская школа и проблема первоначала. Диалектика Гераклита. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Релятивизм во взглядах софистов.

Классический период античной философии. Этический рационализм Сократа. Объективный идеализм Платона. Диалектика и теория познания Платона. Учение о государстве. Философские идеи Аристотеля, их место в истории философии. Теория познания и логика Аристотеля.

Философия эпохи эллинизма и древнего Рима. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Скептицизм. Этика стоицизма. Неоплатонизм и закат античной философии.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Философия западноевропейского Средневековья, периодизация, основ­ные представители (Августин, П. Абеляр, Ф. Аквинский, У. Оккам). Теоцентрический характер средневековой философии. Идея личности. Природа и человек как творение Бога. Душа и тело. Разум и вера. Схоластика. Спор о природе общих понятий. Идея историзма, учение о «граде Божием».

Философия эпохи Возрождения, периодизация, основные представители (Д. Бруно, Т. Кампанелла, И. Кузанский, Н. Макиавелли). Гуманистический характер философии Возрождения. Этические и эстетические идеалы гуманизма. Проблема человеческой индивидуальности. Спор о свободе воли. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.


Тема 4. Философия Нового времени

Научная революция 17 века и формирование механистической картины мира. Эмпиризм и рационализм в философии.

Ф. Бэкон – основоположник эмпирического направления в философии. Философия Т.Гоббса. Учение об обществе и государстве, теория естественного права и общественного договора. Сенсуалистическая теория познания Д.Локка. Субъективный идеализм Д.Беркли. Скептицизм Д.Юма.

Рационалистическая философия Р. Декарта. Учение о субстанции. Дуализм. Теория врожденных идей и дедуктивный метод. Б.Спиноза и учение о «единой субстанции». Этическое и социально-политическое учение Спинозы.

Основные черты философии эпохи Просвещения. Проблема природы человека и социальный атомизм. Философские взгляды Вольтера. Учение о человеке и обществе Ж.Ж.Руссо.

Основные черты немецкой классической философии. Теория познания и этика И.Канта. Субъективный идеализм И.Г.Фихте. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Идея тождества мышления и бытия. Ступени развития абсолютного духа. Диалектика. Противоречие между методом и системой в философии Г.В.Ф. Гегеля. Философия истории.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения марксизма. Проблема основного вопроса в философии. Материальное единство мира. Сознание как отражение объективной реальности. Материалистическая диалектика. Материалистическое понимание истории. Теория общественно-экономических формаций.


Тема 5. Отечественная философия конца XIХ – начала XX в.
Особенности развития русской философии. Нравственно-практическая направленность русской философии. Философское обоснование русской культурной самобытности.

Русская религиозная философия конца XIX - нача­ла XX в. (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Л.Франк). Идея Богочеловечества. Христианский социальный идеал и судьба России. Религиозное оправдание культурного творчества. Русский космизм.


Тема 6. Современная философия
Общая характеристика современной философии. Антропологическая ориентация и неклассический тип рациональности современной философии. Экзистенциалистская философия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). Проблема человеческого существования. Проблема свободы и смысла жизни.

Герменевтическая философия (В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер). Учение о языке как учение о бытии. Историзм и проблема понимания.

Неопозитивизм, постпозитивизм. (Л. Витгенштейн, К.Р. Поппер, Р. Карнап, Т. Кун, И. Лакатос). Философия и методология науки. Анализ языка науки и принципы проверяемости научного знания. Модели развития научного знания.

Прагматическая философия. (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Философия и жизненный опыт. Философская истина и практический успех.

Религиозная философия. Неотомизм. (Ж. Маритен, Э. Жильсон). Идея единства веры и знания и современная наука. Религиозный персонализм (Э. Мунье, П. Рикер). Идея личности и проблема коммуникации.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка
2016 -> Программа повышения квалификации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница