Методические указания к изучению дисциплины и контрольные задания Для студентов заочной формы обучения специальностей



Скачать 297.86 Kb.
страница1/12
Дата16.01.2018
Размер297.86 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра Гуманитарных дисциплин


ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ



ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

к изучению дисциплины и контрольные задания

Для студентов заочной формы обучения специальностей:

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит »

080801 «Прикладная информатика в экономике»
Кизляр

2009
Допущено Советом Филиала

в качестве методических указаний

Составитель:


Ст. преподаватель Курбанов. З.М.

Рецензент:


Канд. истор. наук, Алиев. М.

Подготовлено на кафедре

Гуманитарных дисциплин

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем


Подписано в печать_________________

Формат 60х84 1/16 Печ. л. 1,6 Тираж___экз Заказ_______

© СПбГИЭУ, филиал г.Кизляр, 2009



Содержание
1 Общие положения……………………………………………….4

2 Методические указания к изучению дисциплины……………5

3 Методические указания к выполнению

контрольных заданий………………………………..……….6

4 Контрольные задания…………………….……………...….......7

5 Требования к объему, оформлению и срокам выполнения

контрольных заданий………………...………………..……8

6 Список литературы……….………………………............….…10

Приложение А Содержание дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины)……......…12

Приложение Б Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы………………..….21

Приложение В Перечень контрольных вопросов для проверки

знаний по дисциплине……………………………………..….22



1 Общие положения
Методические указания по курсу «Философия» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании».

Государственный образовательный стандарт по философии является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования, содержит обязательный минимум по изучению содержания курса и требований к уровню подготовки выпускников.

Студент, освоивший дисциплину «Философия», должен обнаружить:


  1. Понимание предмета философии и её роли в истории человеческой культуры.

  2. Знание основных этапов развития мировой философии мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов.

  3. Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции.

  4. Общее представление об остальных отраслях философского знания (метафизики, теории познания, логики, философской антропологии, этики, эстетики, философии науки и техники, социальной философии).

  5. Умения обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применять полученные знания при решении профессиональных задач;

Для самостоятельной работы по изучению курса рекомендуются:

а) учебники и учебные пособия;

б) монографическая литература;

в) теоретические материалы и журнальные статьи;

г) словари и справочники.






  1. Методические указания к изучению дисциплины

Знание:

  • научных, философских и религиозных картин мироздания, их фундаментальных понятий и принципов;

  • философских и религиозно-этнических концепций человека, его назначения и смысла жизни;

  • взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

  • сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении деятельности людей, формировании личности;

  • условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • эстетических ценностей, их роли в творчестве и повседневной жизни;

  • историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизации в их взаимодействии;

  • роли культуры человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционном и современном обществах;

  • многообразия форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенности функционирования знаний в современном информационном обществе;

  • роли науки и развитии цивилизации, ценности научной рациональности и её исторических типов, структуры и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных и этнических проблем.

3 Методические указания к выполнению контрольных работ

3.1 Выбор контрольных заданий

Номер варианта контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки.


Таблица № 1 для выбора варианта контрольных заданий

Две последние цифры зачетной книжки

Вариант контрольных заданий

01 31 61 91

1,29

02 32 62 92

2,30

03 33 63 93

3,31

04 34 64 94

4,32

05 35 65 95

5,33

06 36 66 96

6,34

07 37 67 97

7,35

08 38 68 98

8,36

09 39 69 99

9

10 40 70 00

10

11 41 71

11

12 42 72

12

13 43 73

13

14 44 74

14

15 45 75

15

16 46 76

16

17 47 77

17

18 48 78

18

19 49 79

19

20 50 80

20

21 51 81

21

22 52 82

22

23 53 83

23

24 54 84

24

25 55 85

25

26 56 86

26



3.2 Рекомендации по выполнению контрольных работ.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 Контрольные задания

  1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер, роль мировоззрения в жизни людей.

  2. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). Их нравственные и социальные функции.

  3. Философия Древнего Востока

  4. Философские школы в Древнем Китае

  5. Философия Древней Греции.

  6. Проблема человека и общества. Сократ. Платон. Аристотель.

  7. Становление античной диалектики. Гераклит.

  8. Учение Платона об идеальном государстве.

  9. Взгляды Аристотеля на человека, общество и государство.

  10. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

  11. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей ).

  12. Философия Ф. Бэкона

  13. Философия Б. Спинозы.

  14. Антропоцентризм эпохи Возрождения.

  15. Социокультурные предпосылки возникновения философии Просвещения.

  16. Проблема человека и общества в философии Просвещения (Вольтер, Руссо, Гольбах).

  17. Философия Д. Локка.

  18. Философия И. Канта.

  19. Философская концепция Гегеля

  20. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

  21. Разработка материалистической диалектики в творчестве К. Маркса, Ф. Энгельса

  22. Проблемы исторического пути развития России. Западники и славянофилы.

  23. Религиозная философия (Н. Бердяева, В. Соловьев).

  24. «Философия жизни», как выражения иррационализма (Фр. Ницше, А. Шопенгауэр).

  25. «Экзистенциальная философия»и ее разновидности (Экзистенциализм, персонализм, философская антропология).

  26. Понятия общественного сознания. его структура и роль в жизни страны.

  27. Бытие человека как проблема философии.

  28. Конечность индивидуального существования человека: проблема жизни и смерти как предмет эмоционального восприятия и размышления.

  29. Теория истины (объективность, конкретность, абсолютность и относительность).

  30. Сознания как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности.

  31. Законы диалектики.

  32. Категория диалектики, их методологическое значение.

  33. Пространство и время, их единство с материей и движением.

  34. Научно-философское понятие материи.

  35. Практика как основа познания и критерия истины.

  36. Сущность глобальных проблем современности причины их возникновения. Пути их разрешения.


5 Требования к объему, оформлению и срокам выполнения контрольных работ

Написание контрольной работы является важным этапом в профессиональной подготовке студентов, так как способствует более глубокому усвоению программного материала, овладению методами научного исследования. Особое значение выполнение контрольной работы имеет для формирования умения анализировать социальные и политические процессы и события.

Основными критериями при оценке контрольных работ являются:


  1. ясность изложения;

  2. критичность мышления;

  3. содержательность текста.

При написании контрольной работы следует учитывать следующие требования.

        1. Тема контрольной работы выбирается согласно последней цифре номера зачетной книжки. Например, номеру 94702 зачетной книжки соответствует тема 2, а номеру 94711 – 1 или 11.

        2. В начале пишется название темы и план контрольной работы, затем последовательно раскрывается каждый вопрос плана.

        3. В конце каждого вопроса необходимо сформулировать выводы.

        4. В заключении формулируются основные выводы. К работе прилагается список использованных источников литературы.

        5. При написании контрольной работы студент обязан использовать не только учебное пособие, но обязательно журнальные статьи, периодическую печать.

Важным требованием к контрольной работе является правильно оформленный научный аппарат. Основные факты и цитаты должны иметь сноски на источники. Источники указываются или внизу страницы, или в конце сочинения. Все ссылки на литературные работы должны быть оформлены следующим образом: фамилия и инициалы автора, название источника, место и год издания; для журнальных статей необходимо указывать название журнала, год издания и номер (в качестве примера смотри список рекомендуемой литературы в пособии).

Сроки выполнения контрольной работы определяются графиком межсессионных занятий. По всем вопросам, возникшим в ходе ее выполнения, следует обращаться к ведущему преподавателю.



Объем контрольной работы – 20-25 страниц.

6 Список литературы


  1. Алексеев П.В. и Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополнительное .- М.: «Проспект», 1997г., 568С,

  2. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. Издание девятое, доп-М., «Мысль», 1976г., 335с.

  3. Грядовой Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие –М: «Издательство» «Изит-М», 1999г. – 266с.

  4. Канке В.А. Философия исторический и систематический курс. Учебник для вузов второе издание, переработки и дополнение. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998г., 52с.

  5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В.В., Момджаян К.Х. Философия – Учебник – М: ИНФРА-М, 2001г., 519с.

  6. Лосский Н.О. История Русской философии. Перевод с английского – М: советский писатель, 1991г., 480с..

  7. Меджидов Ю.В. История философии. Краткий курс. Учебное пособие / РИО ДГТУ, Махачкала, 1996г., 232с.

  8. Момджаян К.Х. Введения в социальную философию: Учебное пособие -М.; Высшая школа, к.Д. «Университет», 1997г., 448с.

  9. Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений .- С-Пб.: Лань, 1997г., 304с.

  10. Русская философия: словарь/под.ред. М.А. Маслина-М.: Республика, 1995г., 655с.

  11. Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополнительное –М: 1998г., 288с..

  12. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1996г. с 511.

  13. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философ: в 2-х т.- Т19 Симферополь: Ренам, 1997г., 624с.: Ил – т 2.



  1. Философия: 100 экзаменационных вопросов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Издательский центр «Мат Т», 2001г., 256с.

  2. Философия: курс лекций. А.А. Радугин. Москва, 1986г., 336с., издание второе переработанное, дополнительное.

  3. Философия: Текст лекций: В 2ч. Ч 2/ под-ред. Е.А.Гусевой, А.В. Говорунова. – С-Пб.; С- ПбГИЭА, 2000г., 148с.

  4. Философия: Учебник для высших учебных заведений – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1995г., 576с.

  5. Хасбулатов Х.М.. Материалы к лекциям по философии. Махачкала 1997г.

  6. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3 ч. Ч 1.- М.: Гуманит. Издательство центр ВЛАДОС, 1997г., 448с.

  7. Чушов В.И. Введение в современную философию: Учебное пособие/ В.И. Чушов, З.И. Дунченко, О.И. Чеснокова – Мн. НТООО «Тетрасистема», 1997г., 128с.



Приложение А

Содержание дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины)
Тема 1. Философия и мировоззрение
Понятие мировоззрения и его проблем. Происхождение мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека. Вопрос о месте человека в мире как центральная проблема мировоззрения. Мировоззрение: взаимосвязь человека и общества. Структура мировоззрения: познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы. Мировоззренческие убеждения, верования и взгляды. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Типы мировоззрения. Принципиальные отличия способов решения проблем в социально-исторических типах мировоззрения: архаическом, мифологическом, религиозном, философском. Пути формирования индивидуального мировоззрения и личностные типы мировоззрения: стихийное, догматическое, рефлексивное.

Философские ориентиры мировоззрения. Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам. Понятие философского мировоззрения. Концептуальная обоснованность, системность, универсальность и рефлексивная критичность философского мировоззрения. Мировоззрение в свете исторических вызовов современности.
Тема 2. Философия как развивающаяся система знания
Философское знание и его специфика. Объект и предмет исследования. Предмет философии: мир как целое. Системная определенность философского знания. Идентификация философского знания. Философия как мудрость. Символы философской мудрости. Интенсивный, глубинно-сущностной характер философского знания. Альтернативно-проблемный характер философского знания. Проблемы науки и философские проблемы. Критицизм и рефлексия в философии. Гуманистическая направленность философствования. Структура философского знания. Теоретическая и практическая философия. Мировоззренческая, методологическая и эвристическая функции философии.

Многообразие философских направлений. Подходы к выделению наиболее фундаментальных вопросов философии и главных философских направлений. (Ф.Энгельс и Н.А.Бердяев). Философский плюрализм современности.

Развитие философского знания. Конкретно-историческое содержание философского знания и его абстрактно-универсальная форма. Вечные проблемы человеческого бытия. Проблема преемственности в развитии философии. Гегелевская, марксистская и экзистенциально-персоналистская концепции историко-философского процесса.

Истина в философии. Фактуальное, концептуальное и методологическое знание, способы установления их истинности. Философия как наиболее абстрактное методологическое знание. Опосредованный и неоднозначный характер проверяемости философского знания. Асимметрия доказательства и опровержения в философии.


Тема 3. Философия в духовной культуре общества
Философия и жизнь. Дистанцирование от быта (и "злобы дня") и устремленность к бытию. Идеологическое вырождение философии. Существование философии в форме ее преподавания. Историческая востребованность философии: факторы и формы. Философия как компонент духовной культуры. Философская рефлексия над основаниями культуры. Интегративная функция философии в системе культуры.

Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязи с философией. Философия и религия. Философия и мораль. Философия и политическая идеология. Философия и право. Философия и искусство. Философия и наука.

Философия как самосознание культуры. Социокультурный контекст философствования. Историчность философского знания. Философия и культурные универсалии эпохи. Философско-рефлексивная критика ценностных ориентаций, норм и идеалов общества. Философия культуры и культура философствования.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница