Методические указания для студентов специальности 350500 «Социальная работа»



Скачать 334.59 Kb.
страница1/3
Дата05.07.2018
Размер334.59 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3

РОСЖЕЛДОР




Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)

__________________________________________________________



А.В. Мазуренко




СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические указания

для студентов специальности 350500 «Социальная работа»

при выполнении реальных курсовых и дипломных работ



Ростов-на-Дону


2005





ББК 74.58+06




Мазуренко, А.В.
Социальное партнерство в сфере высшего образования: методические указания для студентов специальности 350500 «Социальная работа» при выполнении реальных курсовых и дипломных работ / А.В. Мазуренко. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005. – 23 с.

В работе содержатся методические указания к выполнению реальных курсовых и дипломных работ.

Работа предназначена для студентов очной и заочной формы обучения по специальности «Социальная работа», а также для преподавателей.

Рецензенты: канд. ист. наук, проф. А.Н. Рубаник (РГУПС);

председатель комитета по молодежной политике

Администрации Ростовской области А.А. Резванов

 Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2005



СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение …………………………………………………..……..…………....…4




2. Становление института социального партнерства ……………...……….……5




3. Социальное партнерство в образовании ………………..………….….…..…...7




4. Социальные партнеры вуза ……………………………………………….…...10




5. В помощь студенту, исследующему систему социального

партнерства ……………………………………………………………………..…15






6. Список литературы, использованной при подготовке

методических указаний ……………………………………………………...….18






7. Приложение ……………………………………………………………….…....19


1 ВВЕДЕНИЕ
Термин «Социальное партнерство в образовании» – относительно новое понятие, которое получило полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Развитие образования – это забота не только государственная. Нормой благополучно живущих стран уже давно стало консолидированное участие общества в деле развития образования.

Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Оценка опыта взаимодействия показывает, что социальное партнерство помогает направлять свои ресурсы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации, независимо от его типа и вида. Оно помогает накапливать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке труда образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров. Такая деятельность сможет оказать наиболее эффективную и продуктивную помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве.

Естественно, что становление и нормальное функционирование социального партнерства в образовании – довольно долгий и сложный процесс, в ходе которого возникает множество вопросов:

- Имеется ли в настоящее время почва для взаимовыгодного сотрудничества, т.е. партнерства, между образовательными учреждениями, государственными структурами, общественными и благотворительными организациями, конкретными людьми?

- Какие возможности предоставляет социальное партнерство каждой из сторон?

- Какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства?

- Чему помогает социальное партнерство?

Ответить на эти и другие вопросы мы попытались в настоящей работе.

Методические указания будут полезны широкому кругу читателей, а в первую очередь студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности «Социальная работа» в изучении учебных дисциплин и при написании курсовых и дипломных работ.



2 СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Исторически идея партнерского типа общественных отношений сформировалась и развивалась – прежде всего – в производственной сфере, где противоречия между трудом и капиталом постоянно выливались в конфликты и забастовки. Становление и утверждение социального партнерства как средства регулирования отношений между большими группами людей на Западе относится к началу 50-х годов XX столетия. Сам термин появился после первой мировой войны, когда за партнерами, представляющими мир труда, были закреплены законодательно права для защиты интересов трудящихся.

Становление социального партнерства в России произошло в связи с необходимостью поиска путей урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерству можно рассматривать как условие и компонент развития рыночных отношений. Последовательно и целенаправленно система социального партнерства в нашей стране начала формироваться в 1992 году в связи с реформированием общества. Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Федеральными законами «О коллективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Понятие «социальное партнерство» мы также встречаем в Трудовом кодексе Российской Федерации, в котором оно трактуется как «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласия интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

На наш взгляд, можно выделить объективные и субъективные предпосылки становления института социального партнерства. Среди условий, необходимых для формирования и успешного функционирования этого социального института, прежде всего, важны:



  1. Демократия и гражданское общество.

  2. Сформированность, институциональная оформленность групповых интересов.

  3. Отработанность механизмов и процедур социального диалога.

  4. Организационно-правовые и политические установки государства в части регулирования интересов участников этих отношений.

Помимо вышеперечисленных нами условий, необходимо осознание участниками социального взаимодействия общности целей и потребности в социальном партнерстве для их достижения. Требуется также сильная воля участников социального партнерства к достижению этих целей. Немаловажную роль играет и наличие в обществе традиций гражданского участия, традиций партнерских отношений. Необходима готовность участников отношений следовать нормам, зафиксированным в документах, устанавливающих этот тип отношений. Не последнюю роль играет и наличие у сторон (участников партнерских отношений) чувства ответственности за принятые на себя обязательства, оговоренные условиями договора, их устанавливающего.

Социальное партнерство предполагает вполне определенную форму отношений, возникающих в процессе деятельности по достижению общих целей. В случаях, если цели взаимодействующих субъектов не совпадают, ведется речь о компромиссе, об общественном согласии, о достижении консенсуса.

Вопросы и проблемы, так или иначе связанные с социальным партнерством, сегодня привлекают все большее внимание представителей самых различных сфер. В то же время можно заметить традиционную ограниченность толкования партнерских отношений между работодателями и работниками как определенной формы трудовых отношений: «условие трансформации трудовых отношений», «особый тип трудовых отношений, основанный на общности интересов и целей» и т.д. Мы считаем, что локализация партнерства исключительно сферой социально-трудовых отношений исторически ограничена.

Анализ зарубежного и российского опыта социального партнерства (не только в социально-трудовой сфере) показывает, что оно строится на определенных фундаментальных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений и предполагают взаимную заинтересованность сторон, уважение и учет интересов партнеров; строятся на принципах доверия, уважения, доброжелательности, равенства, свободы выбора. Отношения отличаются бескорыстием и солидарностью.

Таким образом, мы считаем, что партнерские отношения имеют в своей основе, помимо осознания общности цели и наличия воли к ее достижению, умение понимать другого, найти то общее, что поможет партнерам, используя возможности обеих сторон, действовать цивилизованно, разумно, для общего блага.

Если суммировать признаки социального партнерства, то оно есть ни что иное, как один из важнейших регуляторов современного демократического типа общественных отношений, формирующего систему нравственных принципов и норм.

Это дает нам основание утверждать, что социальное партнерство как важнейший социальный институт играет стабилизирующую роль в обществе, позволяет находить цивилизованные способы гармонизации социального взаимодействии гражданского общества с государством в процессе деятельности, направленной на достижение общей цели.
3 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
В образовательную деятельность термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где, как мы отмечали в предыдущей главе, он трактуется далеко не однозначно и многоаспектно: как «механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями»; как «специфический тип общественных отношений»; как «способ взаимодействия между различными социальными группами», как «установление взаимоотношений, адекватных рыночной действительности». Как механизм регулирования общественных отношений социальное партнерство направлено на решение ситуаций, связанных с несовпадением или противоречием интересов различных социальных групп. Для понимания этого механизма важно иметь в виду, что его участниками могут быть самые разные субъекты, согласование которых, как правило, представляет значительную сложность.

Это особенно актуально для политики социального партнерства в сфере образования, где важно найти правильное соотношение между образовательными запросами личности, с одной стороны, и требованиями социальной и профессиональной среды, с другой. Поэтому идея социального партнерства в образовании заключается именно в том, что для решения проблем в этой социально-значимой сфере требуются согласованные действия и усилия всех заинтересованных сторон.

Об этом свидетельствует и мировой опыт.

В 70-е годы прошлого столетия выделились три основные линии в образовательной практике западноевропейских стран.

Представители радикально-реформаторской линии (К. Уотсон, К. Петри, Т. Ловетт, Й. Циммер и др.) направили свое внимание на расширение социальных связей общеобразовательной школы с ближайшим окружением. Рассматривая открытость школ социуму, они предлагали провести коренное реформирование социальной сферы за счет постоянного контроля за качеством школьного образования, реального участия социальных инструкторов и организаций микрорайона в соуправлении образовательным учреждением.

Педагоги умеренного направления сосредоточили свое внимание, прежде всего, на содержании образовательного процесса, стремились придать ему практико-ориентированный характер, определить возможности сотрудничества школы с социально-педагогическими учреждениями, привлекать к работе с детьми специалистов и неспециалистов, занятых в разных сферах деятельности, создать на базе школы полифункциональный социокультурный центр, позволяющий рационально использовать материальные, кадровые и финансовые ресурсы.

Умеренные «эволюционисты» (К. Рейнгард, О. Герц, Т. Гузен) приоритетным считали собственно педагогический аспект образования и стремились улучшить качество жизни в ближайшем окружении школы.

Анализ системы социального партнерства в США показывает, что развитие образования активно поддерживается крупными коммерческими структурами, работает специальное управление по кооперации с бизнесом при Министерстве образования. В 80-е годы XX века действовало несколько программ, обеспечивающих взаимодействие образовательных учреждений с представителями бизнеса «Партнерство в области образования», «Усыновление школы» и др. В 1985 – 1986 гг. более 140 фирм только г. Чикаго обеспечивали материальными и финансовыми ресурсами занятия по трудовому и профессиональному обучению 145 начальных, средних школ и высших учебных заведений.

Расширение рамок социального партнерства является общим свойством развития мирового сообщества. Во многих странах накоплен многолетний опыт установления партнерских отношений в области образования, им уделяется все большее внимание. Так, участники Пятой Международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых (1997 г.), обратились с призывом к мировому сообществу проводить политику установления партнерских отношений в области образования и отметили, что для развития обучения взрослых необходимы партнерские отношения между пра­вительственными учреждениями, межправительственными и неправитель­ственными организациями, нанимателями и профсоюзами, университетами и научно-исследовательскими центрами, средствами информации, гражданскими и общинными ассоциациями и самими обучающимися взрослыми. На этой конференции была отмечена решающая роль образования в области популяризации здорового образа жизни, в деле сохранения и улучшения здоровья, в возможности получать доступ ко всем культурным учреждениям, средствам массовой информации и новым информационным технологиям.

В настоящее время в нашей стране социальное партнерство в области образования, хотя и отражает современные мировые социально-экономические и политические реалии, однако до сих пор ищет свои пути использования этого мощнейшего потенциала. Специфические условия России накладывают особый отпечаток на формирование структур социального партнерства в образовании и подготовке кадров. Ограниченные возможности государственного финансирования, возрастающие потребности в конкурентоспособных специалистах, создание филиалов зарубежных предприятий неизбежно подталкивают к консолидации всех субъектов, влияющих или способных оказать влияние на развитие кадрового потенциала.

Сегодня для решения задач развития отечественного образования необходимо осуществить переход к использованию возможностей социального партнерства в максимальных объемах путем укрепления конструктивных, позитивных и стратегических начал во всех областях социально-экономической политики, достижения общественного согласия, что позволит в дальнейшем создать надежную основу экономического роста нашей страны.

Этот процесс позволяет ускорить меняющаяся роль высших учебных заведений. Университеты и институты все более усиливают свой вклад в решение проблем общества на городском и региональном уровнях. Как известно, в основе всех направлений работы высшей школы заложена идея образования на протяжении всей жизни. Это обеспечивает всестороннюю интеграцию населения в общественную жизнь на любом этапе развития человека. И именно создание системы социального партнерства должно стать общим результирующим воздействием организационно-правовых, экономических и внутрисистемных факторов развития системы подготовки кадров.

Эффективное социальное партнерство предполагает:


  • наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

  • готовность вуза к такому сотрудничеству;

  • потребность вуза;

  • инициативу вуза;

  • инициативу негосударственного сектора.

Анализ системы социального партнерства позволяет нам выделить следующие области высшего образования, где оно возможно:

  • развитие человеческих ресурсов;

  • гражданское образование;

  • профессиональное образование;

  • развитие личностных качеств студенческой молодежи.

Поэтому мы можем и должны рассматривать социальное партнерство в сфере образования как социально-экономические и политические реалии, характеризующиеся добровольностью, паритетным характером отношений, демократизмом, балансом интересов субъектов, вступающих в партнерские связи, как равноправное взаимодействие и взаимная поддержка различных субъектов и объектов культурно-образовательной деятельности, осуществляемой на основе межсферных связей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность.

Для того чтобы своевременно реагировать на изменяющиеся условия общества, квалификационные требования работодателей, необходимый уровень подготовки студентов и их последующее трудоустройство, нам необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон.

Необходимость привлечения к принятию решений в сфере высшего образования заинтересованных субъектов актуализирует задачу изучения общественных инициатив в практике сотрудничества вузов с родителями, представителями сфер науки и культуры, органами социального обеспечения, бизнесом, общественными организациями и другими потенциальными партнерами.

4 СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ВУЗА
В существующих на сегодняшний день исследованиях, так или иначе анализирующих проблематику образовательных взаимодействий, рассматривается в основном деятельность тех структур и организаций, имеющих непосредственное отношение к работе высших учебных заведений. Однако круг потенциальных социальных партнеров системы высшего образования существенно шире: наличие собственных интересов свойственно представителям многих социально-профессиональных групп внеобразовательной сферы, таких как: производство и торговля, коммунальное хозяйство и строительство; социальное обеспечение; органы внутренних дел и охраны правопорядка, военные комиссариаты и прокуратуры; здравоохранение и спорт; культура, искусство и туризм; средства массовой информации; общественные организации и т.д.

Наиболее включенными в процессы, происходящие в системе высшего образования, оказываются, помимо органов управления образованием, организации сфер здравоохранения и спорта, социального обеспечения, культуры и искусства, туризма, средства массовой информации, органы охраны правопорядка, а также общественные организации. Очевидно, что их деятельность непосредственно связана с развитием студенческой молодежи – физическим, психическим, духовно-нравственным, социальным. Эти организации не только включаются в процессы, связанные с функционированием и развитием системы высшего образования, но и, как свидетельствует наш опыт, демонстрируют готовность участвовать в них более активно.

Другую группу организаций составляют, прежде всего, предприятия производства и торговли, коммунального хозяйства и строительства, банки и финансовые структуры, в меньшей степени или вообще не заинтересованные в партнерских отношениях с вузами. На сегодняшний день мы можем их рассматривать только как работодателей для будущих специалистов. Немаловажным фактором оказывается комплекс условий, связанных с извлечением различного рода выгоды из их сотрудничества с высшими учебными заведениями. Руководителями необразовательных организаций подчеркивается значимость как прямых финансовых выгод, так и возможных нематериальных эффектов от подобного взаимодействия с образовательным учреждением. Речь идет, прежде всего, о сотрудничестве в организации и проведении производственной практики, в сфере функционирования студенческих строительных отрядов по выполнению конкретных видов работ, в научно-исследовательских разработках, формировании нормативно-правовой базы, регламентирующей создание и закрепление механизмов поощрения организаций, сотрудничающих с образовательными учреждениями. Немаловажная роль в этом процессе должна принадлежать федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной и законодательной власти.

Определяя степень участия каждой из вышеперечисленных групп организаций и учреждений в образовательной деятельности высших учебных заведений, мы можем условно представить их как создателей, распространителей и потребителей образовательных услуг.



Создатели – это категория организаций, заинтересованных в решениях о разработке и построении образовательного процесса, подготовке необходимого персонала и создании материально-технической базы. К этой группе можно отнести органы государственной власти и местного самоуправления, строительные компании, выполняющие заказы по ремонту и строительству учреждений образования, учебные заведения, готовящие будущих преподавателей вузов, организации, выпускающие учебные материалы и литературу, исследовательские лаборатории, занимающиеся вопросами педагогики, психологии, социологии и т.п.

Распространителиэта группа, сосредоточенная на вопросе об уровне принятия решений о распространении образовательных услуг. Эти решения затрагивают вопросы доступности образования и сам учебный процесс. В эту группу входят советы ректоров, попечительские и родительские советы, представители преподавателей, студенческое самоуправление, профсоюзы, администрации вузов, другие руководители, компетенция которых ограничивается решениями о принятии официального курса обучения (начальники органов управления образованием при администрациях муниципалитетов, работники министерства образования на областном и федеральном уровнях).

Пользователи – эта группа заинтересованных сторон, которая озабочена тем, какое практическое применение могут найти результаты обучения. Образование преобразует человека, дает ему новые знания, навыки и ценности. Эти преобразования могут принести пользу всем тем, кто получает выгоду от увеличения знаний, навыков и ценностей. Студенты и родители могут использовать полученные знания и дипломы для того, чтобы расширить возможности молодежи в дальнейшей жизни (а также повысить качество его жизни). Работодатели надеются, что образованные работники будут более производительными, т.е. увеличат ему прибыль. Главный интерес потребителей – потребительская ценность образования. Они озабочены больше тем, насколько образование отвечает их целям, чем специальными аспектами самого образования.

Исходя из определения сущности социального партнерства и участия в нем различных заинтересованных сторон, может быть предложена следующая модель социального партнерства высшего учебного заведения (см. схему).

В результате такого партнерского взаимодействия высшие учебные заведения получают дополнительные возможности. А именно:


  • положительная динамика трудоустройства выпускников и их востребованности на рынке труда;

  • повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;
Схема




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница