Методические указания для студента



Скачать 57.19 Kb.
Дата10.01.2018
Размер57.19 Kb.
ТипМетодические указания

Методика исследований в социальной работе и социальная статистика

Методические указания для студента

Преподаватель: Петровская Юлия Александровна



В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

  • Особенности научного исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения;

  • Методы планирования и организации исследований в области социальной работы;

  • Роль эксперимента, подведения итогов, апробации, экспертизы и внедрения результатов исследований в социальной работе;

  • Статистические методы исследования в социальной работе;

  • Систему показателей статистики в области социальной работы (состав и движение населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характер труда, доходов населения; социального обеспечения и т.п.);

  • Основные требования к оформлению итогов исследований, методику подготовки выпускной квалификационной работы.

Уметь:

  • Составлять программу исследования;

  • Разрабатывать инструментарий исследования;

  • Применять на практике основные качественные и количественные методы исследований;

  • Осуществлять обработку качественных и количественных данных;

  • Использовать систему статистических показателей в области социальной работы как источник социологических данных;

  • Оформлять научную работу;

  • Др.


Владеть:

  • Навыками самостоятельного планирования, организации и проведения исследования в социальной работе;

  • Навыками применения различных методов исследования;

  • Навыками оформления научной работы и представления результатов научного исследования в разных формах;

  • Др.


Формы контроля.

  1. Текущий контроль знаний студентов осуществляется преподавателем в ходе индивидуальных опросов на практических занятиях, групповых обсуждений и дискуссий по пройденному материалу, а также при помощи тестовых заданий по каждой теме. Промежуточный контроль объема и качества усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками осуществляется по итогам разделов лекционного курса в виде контрольных работ и заданий: индивидуальных и групповых по темам изучаемой дисциплины.

  2. Рубежный контроль знаний студентов осуществляется в виде зачета (5семестр) и экзамена (6 семестр).



Примерные вопросы к экзамену по курсу «Методика исследований в социальной работе и социальная статистика»

  1. Понятие науки. Особенности и функции научного знания.

  2. Методологическая роль научной теории и научной гипотезы.

  3. Особенности научного исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

  4. Позитивизм как философия научного познания и феноменологический анализ.

  5. Номотетический и идиографический подходы в исследовании социальных проблем.

  6. Этические проблемы и этические принципы исследований в социальной работе.

  7. Понятие и этапы социологического исследования.

  8. Типы социологических исследований.

  9. Понятие и функции программы исследования.

  10. Структура программы исследования.

  11. Общий и рабочий план исследования.

  12. Описание проблемной ситуации в программе социологического исследования. Понятие социального противоречия.

  13. Объект и предмет исследования в социальной работе.

  14. Понятие научной гипотезы. Виды гипотез.

  15. Понятие выборочной совокупности. Типы выборки.

  16. Объем и свойства выборки.

  17. Понятие репрезентативности. Ошибки репрезентативности.

  18. Определение и классификация основных социологических методов, применяемых в социальной работе.

  19. Качественные и количественные методы сбора первичной социологической информации: достоинства и недостатки.

  20. Характеристика основных качественных и количественных методов исследования.

  21. Понятие опросных методов, их разновидности. Применимость опросных методов в социальной работе.

  22. Анкетирование и интервьюирование: преимущества и недостатки.

  23. Виды анкетирования: преимущества и недостатки.

  24. Виды интервью: преимущества и недостатки.

  25. Структура анкеты или опросного листа. Классификация вопросов.

  26. Правила составления вопросов в анкете / опросном листе.

  27. Правила проверки составленной анкеты или опросного листа.

  28. Правила проведения интервью. «Золотые правила интервьюера».

  29. «Эффект интервьюера».

  30. Сущность, функции и основные этапы метода экспертных оценок.

  31. Методы и приемы опроса экспертов.

  32. Глубинное интервью и методика его проведения.

  33. Методика проведения нарративного интервью.

  34. Понятие и методика проведения фокус-группового интервью.

  35. Требования к модератору фокус-группового интервью.

  36. Метод эксперимента в социальных науках. Виды экспериментов. Методика проведения эксперимента в социальных науках.

  37. Структура социального эксперимента.

  38. Инструментарий эксперимента.

  39. Чистота эксперимента. Ошибки эксперимента.

  40. Статистические методы исследования в социальной работе.

  41. Система показателей статистики в области социальной работы.

  42. Беседа как исследовательский прием. Беседа и интервью: сходства и различия.

  43. Понятие нарративного интервью. Специфика проведения.

  44. Методика проведения наблюдения.

  45. Виды наблюдения.

  46. Метод анализа документов в социальных науках: достоинства и недостатки.

  47. Классификация документов. Виды анализа документов.

  48. Основные характеристики метода контент-анализа Методика проведения.

  49. Анализ и оформление результатов контент-анализа.

  50. Социометрические методы в социальной работе.

  51. Виды научных работ.

  52. Основные требования к оформлению научной работы.


Перечень литературы.

Основная литература:

  1. Быстрянцев С.Б. Методология и теория в социологическом исследовании / С.Б. Быстрянцев - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2010. - 150 с.

  2. Штейнберг И. [и др.] Качественные методы: полевые социологические исследования / И. Штейнберг [и др]. – СПб: Алатея, 2009. – 352 с.

Дополнительные источники и литература:

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.;

  2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 460с.;

  3. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.;

  4. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. – 3-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 480с.;

  5. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. – М.: Научный мир, 2000 – 352 с.;

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 7-е изд. – М.: «Добросвет», 2003. – 596 с.

Каталог: Chairs -> Social work
Chairs -> Лекции по курсу «Демографические процессы в Сибири»
Chairs -> Планы семинарских занятий для студентов специальности «Социология» Часть 2 Петрозаводск 2008
Chairs -> С. А. Кислов, кандидат философских наук, доцент
Chairs -> Методические рекомендации для преподавателей пояснительная записка. Учебно-методический комплекс «Современная организация государственных учреждений России»
Chairs -> Экзаменационные вопросы по Эстетике Предмет эстетики и ее место в системе философских наук
Chairs -> Программа спецкурса социология политической культуры
Chairs -> Учебно-методический комплекс дисциплины организация работы реабилитационных центров для студентов специальности 040101 «Социальная работа»
Social work -> Методические указания для студента


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница