Методические рекомендации социально-педагогичекое и психологическое сопровождение иностранных граждан, обучающихся



Скачать 252.94 Kb.
страница1/10
Дата01.08.2018
Размер252.94 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Республиканский институт высшей школы

Управление воспитательной работы с молодежью

Методические рекомендации


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ


В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Социально-психологический портрет студента-иностранного гражданина

Адаптация обучающихся иностранных граждан

Особенности педагогического общения на этапе адаптации обучающихся иностранных граждан к обучению

Национально-психологические особенности обучающихся иностранных граждан в процессе педагогического общения

Педагогические, социально-педагогические и психологические мероприятия в работе со студентами-иностранными гражданами

Выводы
Социально-психологический портрет студента-иностранного гражданина
Устойчивая мировая тенденция, заключающаяся в увеличении числа обучающихся иностранных граждан и изменениях в национальном контингенте обучающихся наблюдается и в образовательной сфере Беларуси. Республика осуществляет последовательную политику, направленную на привлечение иностранцев в отечественные учреждения высшего образования

Иностранные граждане, обучающиеся в Беларуси, получают высшее образование на неродном языке в условиях неродной социокультурной среды. Успешность решения обучающимися иностранными гражданами академических задач в значительной степени определяется их уровнем владения языком преподавания как в социокультурной, так и в учебно-профессиональной сферах общения. Особенно языковой барьер сказывается на лекциях, так как темп донесения учебного материала, принятый в отечественных учреждениях высшего образования (далее – УВО, вуз), для них слишком высок. Это приводит к невнимательности на занятиях, появлению чувства усталости, снижению успеваемости. Иностранцам кажется, что они оказались в плотной языковой изоляции в учебной аудитории, перестают задавать вопросы на занятиях и стараются открыто не показывать своего непонимания излагаемого преподавателем материала, им не удается тесно общаться с белорусско- и русскоговрящими студентами.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать необходимость создания ряда условий адаптогенного характера широкого спектра действия для оптимизации процесса адаптации обучающихся иностранных граждан к учебному процессу в высшей школе Республики Беларусь. Реализация комплексной подпрограммы по социально-педагогическому и психологическому сопровождению обучающихся иностранных граждан, разработанная в учреждении высшего образования в рамках программы воспитания, позволит улучшить качество обучения студентов-иностранных граждан и достигнуть наилучших академических результатов с наименьшими негативными последствиями

Для разработки такой подпрограммы важно четко представить социально-психологический портрет обучающегося иностранца в данном учреждении высшего образования, который, однако, имеет достаточно большое количество общих черт в разных вузах страны.

Чтобы обеспечить успешное обучение контингента обучающихся иностранных граждан (студентов, курсантов, слушателей), необходимо учесть все его особенности. Иностранные граждане с первых дней пребывания в УВО начинают испытывать трудности, которые существенно отличаются от трудностей белорусских студентов.

В процессе обучения студенты-иностранные граждане сталкиваются с новой социокультурной и языковой средой, непривычным климатом, новыми методами и формами обучения, полной сменой режима труда и отдыха, что неизбежно вызывает у них новые эмоциональные переживания и психические состояния.

В первую очередь сказывается недостаточное владение языком преподавания. Как правило, только к концу третьего курса обучающиеся иностранные граждане достигают значительных успехов в овладении языком, обретают достаточный словарный запас и начинают активно использовать свои знания.

Не стоит недооценивать и то, что студенту приходится осваивать новую педагогическую систему, новые правила жизнедеятельности, обусловленные принятием новых ролей, отражающих различные стороны процесса обучения.

У обучающихся иностранных граждан чаще, чем у белорусских, имеют место такие трудности процесса адаптации как: низкий общеобразовательный уровень; слабая подготовка по профильным дисциплинам и специальным предметам; а также сказывается отличие форм и методов обучения в белорусской высшей школе от форм и методов обучения в вузах их родной страны.

Значительные трудности связаны у первокурсников с отсутствием навыков самостоятельной работы. Студенты, как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане, еще не умеют правильно вести конспекты лекций, работать с нужными источниками информации, анализировать информацию большого объема. Практические и лабораторные работы вызывают дополнительный стресс ввиду непривычности и неумения правильно употреблять необходимые материалы. Следствием становится перегрузка учебными материалами и накопление неосвоенного объема информации.

Всё вышеперечисленное объективно ставит перед учреждениями высшего образования особенные задачи психологической адаптации иностранных граждан к новым условиям при поступлении в белорусский вуз: к условиям жизни и учебы в новой климатической, социокультурной и иноязычной среде. Успешная адаптация способствует, с одной стороны, быстрому включению студентов в учебный процесс, с другой – помогает повысить качество подготовки молодых людей в белорусской высшей школе,


Каталог: file
file -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
file -> №1. Введение в клиническую психологию
file -> Общая характеристика исследования
file -> Клиническая психология
file -> Валявский Андрей Как понять ребенка
file -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
file -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница